Российское государство и общество XX-XXI вв.
Российское государство — это совокупность государственных органов и учреждений, наделенных особыми властными полномочиями, стержень, объединяющий многообразие народов, этносов, культур, языков, обычаев, религий.
Территориальное оформление Российской империи закончилось в начале 20 в. В состав Российской империи вошли Прибалтика, Белоруссия, Украина, часть Польши, Бессарабия, Финляндия, Закавказье и Северный Кавказ, Средняя Азия и Казахстан. Хивинское ханство и Бухарский эмират находились в вассальной зависимости. В 1914 г. под протекторат Российской империи была принята Тува (Урянхайский край). По своим размерам Россия уступала только Британской империи, занимая площадь более 22 млн. кв. км.
В начале XX века Россия была наследственной монархией. Монарх был верховным руководителем вооруженных сил, обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, жители империи являлись его подданными.
Местное управление принадлежало губернаторам и генерал-губернаторам, которые считались наместниками и представителями императора на местах. Они непосредственно подчинялись Министерству внутренних дел. В городах и практически в половине губерний присутствовали местные органы самоуправления — городские думы и земские собрания. Деятельность местных органов управления контролировалась губернаторами.
В государственных документах начала XX века указано, что все подданные Российской империи делились на 4 сословия:
- духовенство;
- дворянство;
- городские обыватели (гильдейское купечество, почетные граждане, посадские и мещане, цеховые или ремесленники);
- сельские обыватели (крестьяне).
Нехристианское население Сибири, Казахстана и некоторых других районов выделялось в отдельное сословие и называлось инородцами, они управлялись по особому закону. Население было разделено по экономическому, классовому признаку. В начале XX века в России одновременно существовали классы традиционного, или феодального общества — помещики и крестьяне, и капиталистического общества — буржуазия и пролетариат. Процессы расслоения происходили и внутри классов, большое количество людей находилось в пограничном и промежуточном состоянии.
В начале XX века Россия вступила в стадию модернизации — постепенного перехода к индустриальному обществу, был завершён процесс создания технически развитой, крупной промышленности, соответствующих политических и социальных отношений.
Революция 1905 года привела к трансформации абсолютной монархии в конституционную. Манифест 17 октября ввел гражданские свободы, была образована Государственная дума (законодательный орган), значительно ограничившая власть монарха.
Формирование институтов конституционной монархии было прервано революцией 1917 года. Власть от Николая II перешла к Временному правительству. Однако оно не справилось с глубоким политико-экономическим кризисом в стране, результатом чего стала Октябрьская революция, которая положила начало длительному периоду (70 лет) существования Советского Союза.
В результате распада СССР в 1991 году появилось новое государство — Российская Федерация. Основной задачей этого периода стало сохранение территориальной целостности государства. Однако республики, входившие в состав Советского Союза, заявили о своем суверенитете. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который определил взаимоотношения между субъектами Федерации. Оформление российской государственности проходило в сложной борьбе между парламентом и президентом, что привело к столкновению, произошедшему осенью 1993 г.
В 1993 году была принята Конституция РФ, установившая принцип разделения властей. Главой государства стал Президент, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В России сложилась многопартийная система.
Конец XX – начало XXI века характеризуются следующими процессами:
- либерализация внешней торговли;
- формирование многоукладной экономики;
- борьба с криминализацией в сфере экономики;
- государственное регулирование рынка;
- реструктуризация естественных монополий;
- введение единого социального налога;
- переход к накопительной пенсии.
Результатом реформ стало снижение темпов инфляции, относительное увеличение доходов населения.
Русская православная церковь и духовное развитие в XX-XXI вв.
В начале XX века (20-30 гг.) наблюдалась борьба с религией, как классово чуждым явлением. Религия рассматривалась, как пережиток прошлого, «остаточное явление досоциалистических формаций».
До середины 1980-х гг. в стране господствовала атеистическая концепция. Русской православной церкви была отведена роль идеологического противника советской власти.
В условиях перестройки начался новый период развития Церкви в государстве, религия стала рассматриваться как особый социокультурный феномен.
Демократизация советского общества привела к переменам в политической и социальной жизни населения бывшего СССР, а позже в самой России. Изменения затронули все сферы жизни. Наряду с провозглашенными правами и свободами граждане России получили право свободно определяться в своих религиозных убеждениях, что закреплено в Конституции РФ. Между государством и церковью начали выстраиваться новые отношения.
Процесс распада СССР, политизация общественной жизни в начале 90-х гг., кризис власти 1991 года, противостояние ветвей власти 1993 года поставили перед русской православной церковью вопрос о том, какова степень ее участия в политике государства.
Принцип свободы совести и вероисповедания закрепили законы:
- «О свободе совести и религиозных организациях» (1 октября 1990 г.);
- «О свободе вероисповеданий» (25 октября 1990 год).
Закон «О свободе вероисповеданий» регламентировал светский характер государства, закреплял отделение атеистических и религиозных объединений от государства, гарантируя перед законом равенство всех объединений. Были разработаны порядок и правила регистрации положений (уставов) религиозных объединений, в соответствии с которыми религиозная организация должна вести свою деятельность, не нанося вред гражданам и государству.