Принятие Конституции Второй республики
Государственный строй Франции в период Второй республики (1848-1851 гг.) – это республиканская форма правления, при которой высшим органом Законодательной власти являлось Национальное собрание.
В ходе февральской революции народные массы Франции уничтожали все органы государственной власти. Перестала существовать такая форма правления, как монархия. Для разработки Конституции и определения дальнейшего направления развития государства 24 февраля 1848 года было создано Временное правительство, провозгласившее 25 февраля республику.
4 марта во Франции был принят Декрет о Всеобщем избирательном праве для мужчин, которые достигли возраста 21 год и имели шестимесячную оседлость на территории данной местности.
На Временное правительство значительное влияние оказывали народные массы, что вызывало немалые опасения со стороны дворян и буржуазии. Это обусловило созыв Учредительного собрания. Выборы в Учредительное собрание прошли 23–24 апреля 1848 года. Большинство мест в собрании заняли буржуазные республиканцы.
Конституция Второй республики была принята 4 ноября 1848 года. В государстве нарастали монархические тенденции и террористические настроения. Структура Конституции включала вступление и 11 глав.
Основные положения Конституции 1848 года:
- власть неотъемлема и неотчуждаема, принадлежит группе французских граждан;
- предоставление обширных демократичных прав гражданам;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, как первое условие свободного правительства.
Национальное собрание 1848-1849 гг.
Национальное собрание 1848-1849 гг. – это собрание народных представителей, которые занимались учредительной деятельностью во Франции в период Второй французской республики 1848-1849 гг.
Председателями Национального учредительного собрания поочередно были: Бюшез, Сенар, Мари, Арман Марра. 10 мая 1848 года Национальное собрание выбрало исполнительную комиссию, в которою входили Араго, Ламартин, Гарнье-Пажес, Мари, Ледрю-Роллен.
Национальное собрание оказалось под угрозой уничтожения после того, как решило закрыть национальные мастерские и отвергло проект учреждения министерства прогресса и труда. 15 мая на собрание было осуществлено нападение, за которым последовало июньское восстание, приведшее к диктатуре генерала Кавеньяка.
Национальное собрание приняло ряд чрезвычайных мер:
- осадное положение в Париже;
- высылка рабочих не парижан в департаменты;
- ограничение демонстраций и сходок;
- установление залогов для периодической печати;
- закрытие отдельных газет и клубов и др.
Основной задачей Национального собрание стала разработка новой Конституции. Обсуждение проекта Конституции было начато 5 сентября и окончено 4 ноября. Разработкой конституции занималась комиссия из 18 членов, которые придерживались различных взглядов. За новую конституцию проголосовало абсолютное большинство членов Нацсобрания (739 против 30, в число которых вошли Дювержье де Горанн, Токвиль, Тьер и др.). Право на труд Национальным собранием признано не было.
Много статей Конституции было уделено финансовым вопросам. Последние месяцы своего существования Национальное собрание находилось в открытом противостоянии с президентом нового правительства Луи-Наполеоном и его министрами. Финансирование стало одной из причин этого противоборства. Так, Национальное собрание предусмотрело в бюджете на 1849 год значительные экономии, однако правительство очень сильно этому противостояло.
Национальное собрание 14 февраля 1849 года постановило, что в течение ближайших трех месяцев должны быть проведены выборы в законодательное собрание, а 26 мая того же года Национальное собрание разошлось.
Деятельность правительства по Конституции 1848 года
Законодательная власть принадлежала единому Национальному собранию (однопалатному), включающему 750 депутатов. Депутаты избирались на 3 года всеобщими (исключительно для мужчин), прямыми выборами, путем тайного голосования.
Большая часть законодательного собрания состояла из орлеанистов и легитимистов. Все они были настроены монархически, что вело к столкновению с Президентом республики. Законодательное собрание просуществовало до 2 декабря 1851 года, до момента, когда Наполеон III совершил переворот в стране и восстановил Французскую империю.
13 мая 1849 года во Франции прошли парламентские выборы. Это были единственные выборы в законодательное собрание Второй республики. Монархистская консервативная Партия порядка получила большинство голосов (450 из 705).
Государственный совет вырабатывал законопроекты, контролировал деятельность администрации, разбирал административные споры. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием на шесть лет с обновлением на треть каждые три года.
Впервые главой исполнительной власти стал Президент, избранный прямыми и всеобщими выборами. В осуществлении исполнительной власти Президенту предоставлялись значительные полномочия. Он избирался на четыре года. Конституция предусматривала право отсрочки на переизбрание. Президент находился в независимом от парламента положении. Ему подчинялись бюрократия, полиция и армия.
Правосудие осуществлялось от имени французского народа бесплатно. Практически без изменений остались местные органы власти.
Национальное собрание могло сместить Президента конституционным путем, однако реальной силы для осуществления этого у него не было. Президент не мог ни отложить заседания Национального собрания, ни распустить его. Конституционным путем Президент никак не мог повлиять на Национальное собрание. Все это стало предпосылками для падения Второй республики Франции.
В ночь на 2 декабря 1851 года Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта, произвел государственный переворот, нарушив присягу на верность Конституции республики.