Первые государственные образования Древней Индии
Уже в III веке до н.э. на территории Древней Индии существовали крупные города - центры ремесленного производства и торговли, развитое земледелие, имущественное расслоение населения.
Ведический период (вторая половина II в. до н.э. - середина I в. до н.э.) характеризуется углублением социального расслоения и формированием в долине Ганга государственности. Этому способствовало проникновение с северо-запада на территорию Древней Индии индоарийских племен, которые консолидировались примерно на рубеже III - II вв. до н.э. в районах Прикаспия и Причерноморья.
К началу проникновения ариев (XIV-XIII вв. до н.э.) в долине Ганга поживали этнические общности дравидов и мундов, которые частично были оттеснены к югу, а частично ассимилированы ариями, выступающими носителями более высокой духовной и материальной культуры. Историческими памятниками этого периода стали веды – священные индусские книги.
В I в. до н. э. в Древней Индии складывались примитивные государственные образования (на основе союза племен или отдельных племен в форме своеобразных племенных государств). В этих образованиях племенные органы перерастали в органы государственного управления.
В государственных образованиях-монархиях главную роль играли кшатрии или брахманы. Политическое руководство в республиках осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.
Правители индийских прото-государств, раджи:
- выполняли функции управления;
- вершили суд;
- обеспечивали внешнюю безопасность;
- распоряжались фондом земель (в качестве военачальников), наделяли землей знать, брахманов, храмы;
- собирали ренту-налог.
В отдельных государственных образованиях должность правителя (царя) была выборной. Принцип получения царственности по наследству утвердился позднее. Вся полнота власти при выборных монархах была сосредоточена у совета старейшин. Однако, по мере создания административных органов, укрепления власти правителя, совет старейшин превращается в паришад - совещательный орган при монархе. В тоже время оставались неизменными зависимость правителей от военной кшатрийской аристократии и брахманской ученой верхушки, причем между представителями правящих варн постоянно шло соперничество.
Государственный строй Древней Индии в IX-VIII вв. до н.э.
Государственный строй Древней Индии в IX-VIII вв. до н.э. возник на основе старых племенных государств, трансформирующихся по мере развития торговли и ремесла городских центров. Так образуются первые относительно крупные государства, ведущие между собой постоянные войны.
Это был период возникновения слабых государственных образований, которые появлялись, быстро росли, и столь же быстро приходили в упадок.
Это было обусловлено следующими причинами:
- Жесткая варново-кастовая система была определенной альтернативой государственной власти, имеющей принудительный характер и характеризующейся неукоснительным соблюдением, следованием религиозно-нравственных установок, кастовым конформизмом.
- Крепость общинной организации. Индийская община обладала замкнутостью и автономностью. Было характерно натуральное хозяйство, патриархально-патронажные межкастовые взаимосвязи части общины, занимающейся земледелием с ее ремесленниками. Община получила название «джаджмани». Адаптивность и одновременная самодостаточная устойчивость сделали ее внеисторичной (в определенном смысле).
Государственный строй Древней Индии в V-III вв. до н.э.
Процессы политической консолидации, которые были значительно ускорены внешней угрозой привели к появлению относительно сильных государств Древней Индии Магадхи и Кошалы, соперничество между которыми в IV в. до н.э. привело к победе. Магадхи занимало более выгодное стратегические и географические положение относительно Кошалы.
Система межкастовых, внутриобщинных экономических взаимосвязей «джаджмани» консервировала застой в социальной жизни деревни. Это наблюдается и в настоящее время в отдаленных от индустриальных центров и городов Индии поселках.
Упрочение господства правящей династии в Магадхе способствовало созданию империи Маурьев. Наивысшего расцвета Империя Маурьев достигла в период правления Ашоки, в III в. до н.э. В это время в Древней Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Границы монархии простирались с севера, от Кашмира и Гималаев до юга (Майсура), от территории современного Афганистана на западе до восточных областей Бенгальского залива.
Формированию Империи способствовали:
- регулярные войны и покорение некоторых племен и народов;
- установление вассальных отношений между отдельными княжествами и Магадхой;
- распространения религиозно-культурного влияния наиболее развитых областей северо-восточных территорий Индии.
Относительная централизация держалась на политике объединения страны, проводимой Маурьям и их военной силе. В состав Империи входили полуавтономные государства, обязанные Маурьям военной помощью и выплатой дани, республиканские государства-общины, сангхи и ганы, родоплеменные объединения.
В империи Маурьев происходила постоянная борьба двух тенденций: к раздробленности и сепаратизму и установлению единодержавного правления. Во II в. до н.э. окончательно победила тенденция к раздробленности.
Центральный административно-военный аппарат по сравнению с другими государствами был относительно слаб, что было связано с сохранением важнейшей роли органов общинного самоуправления в государстве. В монархических государствах Древней Индии в периоды их значительного усиления, власть древнеиндийских царей не была, в прямом смысле этого слова, деспотической. Она во многом сдерживалась положением господствующей наследственной знати в государстве, самоизоляцией общин, установившимися религиозно-этическими нормами. Так, религия исключала законодательные функции царей, утверждала неизменность и незыблемость норм права, представленных в ведах. Веды толковались исключительно мудрецами-брахманами.