Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственный строй Древней Индии

Первые государственные образования Древней Индии

Уже в III веке до н.э. на территории Древней Индии существовали крупные города - центры ремесленного производства и торговли, развитое земледелие, имущественное расслоение населения.

Замечание 1

Ведический период (вторая половина II в. до н.э. - середина I в. до н.э.) характеризуется углублением социального расслоения и формированием в долине Ганга государственности. Этому способствовало проникновение с северо-запада на территорию Древней Индии индоарийских племен, которые консолидировались примерно на рубеже III - II вв. до н.э. в районах Прикаспия и Причерноморья.

К началу проникновения ариев (XIV-XIII вв. до н.э.) в долине Ганга поживали этнические общности дравидов и мундов, которые частично были оттеснены к югу, а частично ассимилированы ариями, выступающими носителями более высокой духовной и материальной культуры. Историческими памятниками этого периода стали веды – священные индусские книги.

В I в. до н. э. в Древней Индии складывались примитивные государственные образования (на основе союза племен или отдельных племен в форме своеобразных племенных государств). В этих образованиях племенные органы перерастали в органы государственного управления.

В государственных образованиях-монархиях главную роль играли кшатрии или брахманы. Политическое руководство в республиках осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители индийских прото-государств, раджи:

  • выполняли функции управления;
  • вершили суд;
  • обеспечивали внешнюю безопасность;
  • распоряжались фондом земель (в качестве военачальников), наделяли землей знать, брахманов, храмы;
  • собирали ренту-налог.

В отдельных государственных образованиях должность правителя (царя) была выборной. Принцип получения царственности по наследству утвердился позднее. Вся полнота власти при выборных монархах была сосредоточена у совета старейшин. Однако, по мере создания административных органов, укрепления власти правителя, совет старейшин превращается в паришад - совещательный орган при монархе. В тоже время оставались неизменными зависимость правителей от военной кшатрийской аристократии и брахманской ученой верхушки, причем между представителями правящих варн постоянно шло соперничество.

«Государственный строй Древней Индии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Государственный строй Древней Индии в IX-VIII вв. до н.э.

Государственный строй Древней Индии в IX-VIII вв. до н.э. возник на основе старых племенных государств, трансформирующихся по мере развития торговли и ремесла городских центров. Так образуются первые относительно крупные государства, ведущие между собой постоянные войны.

Замечание 2

Это был период возникновения слабых государственных образований, которые появлялись, быстро росли, и столь же быстро приходили в упадок.

Это было обусловлено следующими причинами:

  1. Жесткая варново-кастовая система была определенной альтернативой государственной власти, имеющей принудительный характер и характеризующейся неукоснительным соблюдением, следованием религиозно-нравственных установок, кастовым конформизмом.
  2. Крепость общинной организации. Индийская община обладала замкнутостью и автономностью. Было характерно натуральное хозяйство, патриархально-патронажные межкастовые взаимосвязи части общины, занимающейся земледелием с ее ремесленниками. Община получила название «джаджмани». Адаптивность и одновременная самодостаточная устойчивость сделали ее внеисторичной (в определенном смысле).

Государственный строй Древней Индии в V-III вв. до н.э.

Процессы политической консолидации, которые были значительно ускорены внешней угрозой привели к появлению относительно сильных государств Древней Индии Магадхи и Кошалы, соперничество между которыми в IV в. до н.э. привело к победе. Магадхи занимало более выгодное стратегические и географические положение относительно Кошалы.

Система межкастовых, внутриобщинных экономических взаимосвязей «джаджмани» консервировала застой в социальной жизни деревни. Это наблюдается и в настоящее время в отдаленных от индустриальных центров и городов Индии поселках.

Упрочение господства правящей династии в Магадхе способствовало созданию империи Маурьев. Наивысшего расцвета Империя Маурьев достигла в период правления Ашоки, в III в. до н.э. В это время в Древней Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Границы монархии простирались с севера, от Кашмира и Гималаев до юга (Майсура), от территории современного Афганистана на западе до восточных областей Бенгальского залива.

Формированию Империи способствовали:

  • регулярные войны и покорение некоторых племен и народов;
  • установление вассальных отношений между отдельными княжествами и Магадхой;
  • распространения религиозно-культурного влияния наиболее развитых областей северо-восточных территорий Индии.

Относительная централизация держалась на политике объединения страны, проводимой Маурьям и их военной силе. В состав Империи входили полуавтономные государства, обязанные Маурьям военной помощью и выплатой дани, республиканские государства-общины, сангхи и ганы, родоплеменные объединения.

В империи Маурьев происходила постоянная борьба двух тенденций: к раздробленности и сепаратизму и установлению единодержавного правления. Во II в. до н.э. окончательно победила тенденция к раздробленности.

Центральный административно-военный аппарат по сравнению с другими государствами был относительно слаб, что было связано с сохранением важнейшей роли органов общинного самоуправления в государстве. В монархических государствах Древней Индии в периоды их значительного усиления, власть древнеиндийских царей не была, в прямом смысле этого слова, деспотической. Она во многом сдерживалась положением господствующей наследственной знати в государстве, самоизоляцией общин, установившимися религиозно-этическими нормами. Так, религия исключала законодательные функции царей, утверждала неизменность и незыблемость норм права, представленных в ведах. Веды толковались исключительно мудрецами-брахманами.

Дата написания статьи: 03.04.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot