Государственное устройство современной России характеризуется его правовой системой, системой органов государственной власти, организацией местного самоуправления, избирательной системой и другими явлениями.
Правовая система государства
Правовая система государства представляет собой единство таких правовых явлений как нормы права, правосознание, система законодательства, юридическая практика, которые характеризуют правовую жизнь общества и государства в целом.
Говоря о правовой системе государства, нельзя забывать, что не существует единой правовой системы, которая бы подходила для всех стран, то есть была универсальной. Несмотря на это, не существует и стран, у которых была бы сформирована своя обособленная система правовая система. Такое своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Существуют государства со схожими характеристиками правовых систем. Такие государства учеными принято объединять в правовые семьи. К признакам, по которым государства объединяются в правовые семьи, можно отнести этнографические, технико-юридические и религиозно-этические.
Рассматривая вопрос о правовых системах, можно выделить несколько правовых явлений, связанных с ними:
Рисунок 1.
Принцип разделения властей как основа для деления государственной власти на ветви в России
Разделение властей в юридической науке понимается в разных значениях.
Рисунок 2.
Данный принцип присущ исключительно правовому демократическому государству, поскольку в механизме неправового, антидемократического государства наблюдается принцип единовластия. Суть данного принипа состоит в том, что государственная власть делится на три самостоятельные, обособленные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти самостоятельны в осуществлении свое компетенйции, однако находятся в постоянной взаимосвязи. С помощью такого взаимодействия, происходит взаимное сдерживание, образуя систему сдержек и противовесов. Это процесс не позволяет одной из ветвей власти занять главенствующее и абсолютное положение.
Среди современных государств большинство, реализуя свой государственный механизм, основываются именно на принципе разделения властей. Однако нельзя говорить, что принцип разделения властей идентично применяется во всех государствах: разделение происходит в разной степени.Чем она выше, тем все меньшей становится угроза авторитаризма либо тоталитаризма, и соответственно чем она ниже, тем подобная угроза становится все более вероятной.
В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным и другими судами Российской Федерации.
Значение местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой деятельность населения по реализации своего права на участие в управлении дедами государства, а именно по принятию решений по вопросам местного значения самостоятельно и под свою ответственность непосредственно или через органы местного самоуправления, учитывая местные традиции и интересы населения данной территории.
Рисунок 3.
Вопросы местного значения включают в себя те, которые затрагивают непомредственно жизнедеятельность населения в пределах муниципального образования. Решение опросов такого рода позволяет создать нормальные условия для жизни и жизнедеятельности людей.
Для чего нужна избирательная система?
Наличие избирательного процесса в любом государстве практически всегда говорит о наличии легитимной власти, признанной народом в ходе осуществения голосования. Именно по выборам можно отследить настроения населения, а также их предпочтения.
Избирательная система, в свою очередь, является механизмом политического характера, посредством которого осуществляется реализация партиями, движениями и иными участниками политического процесса своей основной функции – борьбы за власть.