Одновременно с возникновением первых государств появилась необходимость регулирования земельных отношений. Перед современной Россией в данной сфере стоит задача обеспечения эффективного использования богатейших земельных ресурсов, которыми обладает наша страна.
Кроме того, необходимо сформировать действенную систему охраны земель, гарантирующую реализацию требований экологического законодательства. Земля представляет собой и неотъемлемую часть природы, и недвижимое имущество. Роль государства заключается в регулировании земельных отношений с учетом интересов всех собственников, пользователей и арендаторов.
Управление в сфере использования и охраны земель
Новое земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйствующие субъекты не должны нарушать обязательные требования законодательства о рациональном использовании участков и охране природной среды.
В юридической науке выделяют следующие виды управления:
- государственное;
- общественное;
- муниципальное;
- внутрихозяйственное.
Главной формой регулирования земельных отношений является государственное управление. Вместе с тем, в этой сфере все более активизируется роль общественных организаций, которые участвуют в решении многих социальных и хозяйственных вопросов.
Уполномоченные органы власти устанавливают определенные правила и нормы по использованию всех земельных ресурсов страны. Роль государства проявляется при проведении земельной реформы в стране, создании новых правовых институтов в данной сфере.
Государственное управление выражается в двух принципиально различных качествах:
- Российская Федерация и ее субъекты выступают как собственники земельных участков;
- Российская Федерация и ее субъекты выступают как органы власти, устанавливающие правила землепользования, экологические и другие требования.
Управление в сфере землепользования со стороны государства проявляется в обязательных властных предписаниях, адресованных собственникам и арендаторам участков. С одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, а с другой – она является обязательным условием хозяйственной деятельности. Отсюда возникают различия в методах регулирования земельных отношений. В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой имᴨератив. Во втором – при формировании тех или иных решений органа государственного управления происходит согласование и учет воли землепользователя.
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти. Каждый из них в пределах своей комᴨетенции регулирует данную сферу отношений, независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находится земля.
интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полномочия органов государственной власти
В комᴨетенцию федеральных органов исполнительной власти по управлению земельным фондом входит:
- определение основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
- установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
- государственное управление при осуществлении мониторинга земель, земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;
- установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;
- изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;
- разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
- иные полномочия, предоставленные государству действующим законодательством.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации в области управления использованием и охраной земель наделены следующими полномочиями:
- разработка и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
- установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;
- отмена противоречащих земельному законодательству актов органов местного самоуправления;
- установление предельных норм предоставления земельных участков;
- утверждение и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;
- определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;
- определение порядка изменения целевого назначения земель и ᴨеревода их из одной категории в другую;
- утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
- установление льгот по налогам за землю;
- изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;
- организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и надзору за использованием и охраной земель.
Муниципалитеты также осуществляют регулирование земельных отношений, в пределах своей компетенции.
Функции государства в сфере использования и охраны земель
Основными исполнителями конкретной работы по управлению земельным фондом России являются органы федеральной службы земельного кадастра. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими государственными и муниципальными административными структурами. Федеральная служба земельного кадастра исполняет следующие функции:
- принимает участие в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;
- ведет государственный земельный кадастр;
- осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;
- обесᴨечивает ведение Единого государственного реестра земель, а также хранение этого реестра и кадастровых дел;
- осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр;
- принимает участие в составлении списков плательщиков земельного налога и установлении арендной платы за землю;
- участвует в разработке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений;
- обесᴨечивает разработку и совершенствование методик государственной кадастровой оценки земель;
- участвует в установленном порядке в проведении земельных торгов (аукционов);
- организует, координирует и контролирует проведение землеустроительных работ на всей территории Российской Федерации;
- осуществляет меры по государственному надзору за использованием и охраной земель.