Сущность понятия «государственно-правовой режим»
Государственно-правовой режим — это совокупность политико-правовых средств, методов и способов посредством которых осуществляется государственная власть.
На правовой системе государства не могут не сказываться динамичные национальные, социально-экономические, культурные, демографические, экологические, информационные и другие процессы, что закономерно ведет к модификации юридической формы. В современных условиях необходимы обновленные политико-правовые режимы, которые бы соответствовали духу времени и были взаимосвязаны с возникновением новых, государственных состояний, непривычных для нас объектов и субъектов права, активным развитием разных форм собственности, предпринимательской деятельности, частного права, переориентаций на более свободные и совершенные методы правового регулирования, сменой в системе юридических ценностей и средств приоритетов.
Понятие «режим» применяется в разных контекстах и смыслах, как:
- государственный строй, совокупность методов, средств, способов реализации власти;
- установленный порядок жизнедеятельности (питания, сна, труда, лечения, отдыха и др.);
- система обязательных требований, правил, принципов, норм, установленных для определенного вида деятельности;
- определенное положение, состояние, статус.
Понятие «режим» многозначное. Чаще всего оно применяется в политико-правовых отношениях и исследованиях, помогает полнее и глубже раскрыть характер происходящих изменений в современном обществе. Государственно-правовой режим — это часть политического режима. Государственный режим можно определить, как совокупность приемов, методов, способов реализации государственной власти. Политический режим представляет собой деятельную, политическую сторону политической системы общества. Государственный и политический режимы, определяя содержательную суть принятия и исполнения решений в сфере управления, направляя политическую жизнь, обуславливают главное состояние, черты, параметры правовых режимов. Именно правовые режимы реально осуществляют политические и государственные режимы.
Правовые режимы в зависимости от формы и содержания подразделяют на режимы:
- протекционизма;
- финансовой стабилизации;
- выезда и въезда за границу;
- военного положения;
- отдельных офшорных зон и территорий;
- паспортный;
- санкций;
- транспортировки и хранения химического и ядерного оружия;
- эмбарго;
- моратория и др.
Основные признаки и характеристики правовых режимов
Правовые режимы обладают основными признаками:
- обеспечиваются государством и устанавливаются законодательством;
- обладают особым порядком правового регулирования, включающий комплекс юридических средств, характеризующийся их специфическим сочетанием;
- регламентируют специфическим образом конкретные сферы общественных отношений, выделяя в пространственных и временных границах определенные объекты и субъекты права;
- создают определенную степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые режимы отображают основные элементы правовой политики государства, которая является прикладной наукой, призванной анализировать и оценивать действующие нормативно-правовые акты, способствовать становлению более совершенного права.
В современном мире правовую политику можно обозначить в качестве совокупности правовых задач, целей, способов, средств, приоритетов, установок, направленных на совершенствование отношений внутри общества, реализацию принципов гуманизма, демократии, пав и свобод человека, справедливости, формирование правового государства.
Правовой режим — это неотъемлемое свойство сущности власти, функционирования, устройства, степени демократичности и социальной направленности. Правовой режим обусловлен волей законодателя, интересами государства, характером и спецификой общественных отношений, требующих особых методов, форм и подходов правового опосредования, специфического юридического инструментария.
Правовой режим можно рассматривать в качестве проявления нормативности права на более высоком уровне. Правовой режим соединяет в единую конструкцию комплекс правовых норм, поэтому его можно рассматривать в качестве определенного крупного блока, входящего в состав общего арсенала правового инструментария. Эффективное применение правовых средств при разрешении специальных задач во многом заключается в том, чтобы определить оптимальный правовой режим, подходящий для решения соответствующей задачи, отработать его в соответствии со спецификой данной задачи, содержанию регулируемых отношений.
Правовой режим обеспечивает нормативное регулирование общественных отношений. Особую важность это имеет в период политических, экономических и культурных преобразований.
Правовым режимам характерна определенная стабильность, что гарантирует высокий уровень их нормативности. Правовые режимы эволюционируют, они адаптируются к современным реалиям. «Вечного» правового режима в реальности не существует.
Замена, корректировка, изменение правовых режимов связаны с:
- совершенствованием системы государственного управления;
- процессами демократизации государственных институтов;
- усилением защиты прав граждан страны;
- необходимостью приведения законодательства согласно требованиям международных стандартов.
Правовые режимы придают эластичность и адекватность юридической форме. Они позволяют отмечать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности объектов и субъектов, точнее реагировать, определять пространственные и временные факторы, включенные в сферу действия.
Правовой режим реализуется через механизмы правового регулирования, представляющих процесс и общий порядок действия права. Правовой режим представляет собой характеристику конкретных нормативных средств, которые должны организовать и ввести в определенный участок деятельности людей.