Международный суд ООН является одним из шести главных органов ООН, учреждённым Уставом ООН для достижения одной из основных целей данной организации: производить мирными средствами, в соответствии с принципами международного права и справедливости, разрешение или улаживание международных ситуаций и споров, которые смогли бы привести к нарушению мира.
Функции Международного суда ООН
Международный Суд реализует консультативную и судебную функции. Он функционирует согласно Статуту, который является элементом Устава ООН, и собственным Регламентом.
На Суд возлагается двоякая функция:
- Решение согласно международному праву юридических споров, которые переданы ему государствами на рассмотрение;
- Вынесение консультативных заключений по правовым вопросам.
В соответствии с 96 статьей Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запросить у Международного Суда консультативное заключение по какому-либо юридическому вопросу.
Кроме того, другие органы ООН и специальные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может давать в любой момент на это разрешение, могут также делать запросы на консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, которые возникают в границах их круга деятельности.
Средне численная продолжительность рассмотрения дел в Суде составляет приблизительно четыре года.
Основные функции и задачи Международного Суда ООН, которые определены Статутом и Уставом
Девяносто вторая статья Устава ООН обозначивает, что Международный Суд ООН - это главный судебный орган ООН. Таким образом, главная задача Международного Суда ООН заключается в рассмотрении споров международного характера. В данном вопросе он обретает приоритет над иными подобными учреждениями в границах ООН (речь идет об административном трибунале и т.д.).
Во-первых, Международный Суд ООН обладает правом и в то же время обязанностью рассмотрения наиболее важных юридических споров, во-вторых, он при некоторых условиях обладает правом пересмотра решений иных международных Судов.
Компетенция Международного Суда ООН является совокупностью его полномочий по реализации международного правосудия, то есть рассмотрению юридических споров, и вынесению консультативных заключений, как это определяется Уставом ООН и Статутом Международного Суда ООН.
При изучении компетенции Международного Суда ООН необходимо подходить к этому вопросы двояко. Важно исследовать компетенцию, отталкиваясь от характера полномочий, то есть, изучив разновидности полномочий, в совокупности, формирующие компетенцию Международного Суда ООН. Этим демонстрируется объем компетенции.
Можно так же подойти к компетенции с точки зрения ее реализации и этим образом определить принципы компетенции. Оба этих подхода имеют тесную связь между собой, так как, определяя какой-то принцип компетенции Суда, мы этим самым дополняем характеристику какой-либо нормы, которая относится к объему компетенции, так как показываем на условия ее реализации.
Виды компетенции можно обозначить, исходя из особенностей определяющих ее норм:
- из уровня конкретности определенной нормы, то есть, исходя из того сколь широко или узко эта норма определила компетенцию Суда;
- базируясь на "ratio material", то есть, исходя из предмета деятельности Суда: категории дел, которые обладает правом Суд рассматривать. В соответствии с первым принципом, компетенция может являться конкретной и общей. Дело в том, что компетенция Суда определяется в Статуте Международного Суда ООН и в Уставе ООН, как правило, в общей форме.
К примеру, в 36 статье сказано о том, что Суд обладает правом рассмотрения споров, которые касаются толкования договоров. И если между двумя государствами существует расхождение по отношению к толкованию договора, заключенного меж ними, то можно сказать, что общую компетенцию на рассмотрение данного спора Суд обладает, так как в соответствии со Статутом он обладает правом на рассмотрение дел данной категории.
Но неизвестно обладает ли он конкретной компетенцией на его рассмотрение. Ведь для того, чтобы какое-либо дело, которое охватывается общей компетенцией Суда, было действительно им рассмотрено, необходимым является наличие множества условий, которые вытекают из конкретного характера дела. К примеру, для того, чтобы Суд принимал на рассмотрение расхождение в толковании договоров, необходимым является, по крайней мере:чтобы две стороны согласились на передачу дела в Суд; были допущены в Суд или являлись участниками Статута, или обладали правом согласно 2 пункта 93 статьи Устава, обратиться в Суд; чтобы возможности судебной процедуры вытекали из договора и так далее.
Лишь при наличии всех этих условий, а возможно и ряда иных, Суд будет обладать правом рассмотрения данного спора.
По-другому рассуждая, общая юрисдикция Суда на какое-либо дело заключена в соответствии характера юрисдикции спора спорным категориям, которые упомянуты в 36 статье Статута.
Определенная юрисдикция образуется только в том случае, если определенные обстоятельства дела не находят препятствий для рассмотрения дела в Суде.
Если дело не может подпадать под общую юрисдикцию Суда, то, передавать его в Суд является нецелесообразным, даже если существует ряд обстоятельств, которые обуславливают определенную юрисдикцию, к примеру, соглашение сторон.
Как было отмечено ранее, разновидности компетенции Суда определяются, исходя из предметности его деятельности, то есть, отталкиваясь от юридического характера дел, которые рассматриваются им.