Биография и творчество Ойгена Эрлиха
В числе наиболее видных европейских ученых-правоведов конца XIX-XX вв. традиционно принято называть Ойгена Эрлиха – австрийского юриста и социолога, который по праву признается в науке одним из основателей социологии права:
Социология права – относительно самостоятельная отрасль социологии, предмет научного интереса которой связан с изучением взаимодействии права с иными социальными институтами, в том числе путем изучения генезиса, динамики, структуры, и иных признаков правовых норм, а также путем анализа их социальной обусловленности и роли в обществе.
При этом следует обратить внимание на то, что О. Эрлих не является автором термина «социология права», так как он был разработан и введен в научный оборот современником О. Эрлиха – Дионисио Анцилотти в 1892 г. Тем не менее, именно О. Эрлиху удалось развить и распространить соответствующую категорию, применив соответствующий термин к постепенно формировавшей отрасли научного знания на «стыке» юриспруденции и социологии.
Именно этому было посвящено содержание его основного труда, переведенные на многие языки мира (в том числе русский) – «Основоположение социологии права» 1913 г.
Говоря о биографии О. Эрлиха следует отметить, что он родился 14 сентября 1862 года в семье адвоката польского происхождения Симона Эрлиха. Впоследствии Ойген Эрлих изучал право в Львовском, а затем в Венском университете, и в результате получил в 1886 г. степень доктора права. С 1895 г. преподавал и практиковал как юрист в Вене, после чего вернулся на родину в Черновцы, откуда, тем не менее, был вынужден иммигрировать в Швейцарию во время Первой мировой войны, где имел большой авторитет как среди студентов, так и в научной среде.
Концепция «живого права» О. Эрлиха
Как было отмечено выше, О. Эрлих был не только блестящим юристом, но и социологом, в связи с чем, автор последовательно выступал с резкой критикой юридического позитивизма и этатизма с позиций социологии права – отрасли, которая, по мнению ученого «исследует право, опираясь на факты».
В этой связи, О. Эрлих рассматривал право как некое «живое право», возникающее в обществе спонтанно и естественно.
Для поиска истоков соответствующих идей, следует еще раз обратиться к биографии австрийского ученого, и обратить внимание на то, что на формирование соответствующих взглядов значительное влияние оказали место жительства и обстоятельства его карьеры - особенностью юридической традиции Буковины (провинции Австро-Венгерской империи, в которую некоторое время входили Черновцы – родина О. Эрлиха), выступало то, что австрийское законодательство в тех местах зачастую не соответствовало, а нередко – и вовсе противоречило содержанию местных обычаев. При этом вся юридическая практика, как правило, осуществлялась именно в соответствии с последними.
Восприятие такой ситуации привело к тому, что О. Эрлих не только усомнился, но и стал напрямую критиковать воззрения классиков позитивизма, отмечая, что сложившиеся правовые теории не дают адекватной оценки правовой реальности общества, поскольку право признается только в виде суммы законов и уставов, большая часть которых в действительности не работает.
В этой связи, автор подытоживает рассуждение относительно сущности «живого права», основой для структурирования социальных отношений выступают законы самой жизни, источник которых обнаруживается при анализе различных видов общественных объединений, в которых люди сосуществуют друг с другом, осознавая в качестве собственной цели не споры и судебные разбирательства, а установление мира и сотрудничества.
Современные перспективы развития теории «живого права»
Проводя оценку идеям О.Эрлиха современные авторы отмечают, что на всем протяжении чуть более вековой истории существования и развития концепции «живого права» идеи Эрлиха рассматривались в качестве альтернативы «мертвому» официальному праву – то есть как попытка отстранения государства от процесса правотворчества.
При этом ошибочно полагать, что Эрлих полностью нивелировал ценность государства, как субъекта формирования общеобязательных правил поведения – напротив, он отмечал, что в действительности государственное право может обрести социальную действенность, став реальным руководством к действию для участников общественных отношений, и получить, в этой связи, статус живого права.
Наиболее перспективной для современного развития юридической науки представляется точка зрения Эрлиха о том, что социальная жизни не находится в полной изоляции от официального права, и не существует абсолютно независимо от него. При этом, тем не менее, социальная жизни не строится исключительно на основе норм официального права и сложившейся юридической доктрины, а развивается преимущественно в условиях отсутствия прямой связи между ними.
Иными словами, О. Эрлих утверждал, что фактические правовые отношения во многом предшествуют деятельности законодательных органов по фиксации норм права в содержании общеобязательных нормативно-правовых актов, независимо от степени их юридической силы.
Кроме того, акцентируя внимание на значимости социологических факторов, О. Эрлих многократно обращает внимание своих коллег на то, что создание и применение права во многом обуславливается неправовыми факторами, в числе которых следует выделять:
- этнические и религиозные особенности общества,
- нравы,
- обычаи,
- социальную среду, и т. д.
Еще одним содержательным аспектом теории Эрлиха, который теоретически может быть положен в основу будущих теоретико-правовых исследований выступает точка зрения о том, что правоприменителю необходимо использовать результаты конкретных эмпирических исследований, для того чтобы толкование действующего позитивного права соответствующими субъектами происходило с опорой на достижения правовой доктрины.