Собственность как составляющая экономической основы конституционного строя
Экономическая основа конституционного строя – это различные формы собственности, принципы управления экономикой, закрепленные Конституцией Федерации.
Собственность – это общественная форма присвоения материальных благ. В Конституции РФ (ст. 8) признаются и защищаются государственная, частная, муниципальная и другие формы собственности.
Основные формы собственности:
- Государственная собственность. Это имущество, которое принадлежит на правах собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам Федерации. К объектам государственной собственности относится достаточно широкий круг объектов. Только к государственной собственности относятся: ядерная энергетика, энергетические системы Федерации, расщепляющиеся материалы; деятельность в космосе; информация и связь, пути сообщения, федеральный транспорт; производство наркотических средств, ядовитых веществ; оборонное производство и т.п. Систему управления определяет государство.
- Частная собственность. Понятие более широкое, чем личная собственность. Частная собственность распространяется на предметы потребления (машина, дом, гараж, дача), на средства производства, которые преследуют извлечение прибыли. К субъектам права частной собственности относятся как юридические, так и физические лица. Все субъекты обязаны платить налоги, соблюдать законы, владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом единолично или совместно с другими лицами. Лишиться частной собственности законно можно только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества возможно при условии равноценного и предварительного возмещения. Наследование частной собственности гарантировано государством.
- Муниципальная собственность. Собственность, которой владеет, распоряжается и пользуется население, муниципальной собственностью могут управлять органы местного самоуправления (Конституция РФ, ст. 130, 132). К муниципальной собственности относятся: торговые организации, небольшие промышленные предприятия, учреждения образования и здравоохранения, жилые дома, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
- Собственность общественных объединений (профсоюзов, политических партий, религиозных объединений). К объектам данного вида собственности относятся: гостиницы, санатории, профилактории, дома отдыха, административные здания, промышленные предприятия, автобазы, денежные средства.
- Коллективная собственность. Ее разновидностями являются: общая, общая долевая и совместная собственность.
Особым объектом разных форм собственности являются природные ресурсы и земля. В Конституции земля и природные ресурсы закреплены в качестве основы жизнедеятельности народов. Земля и разные природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальной и других формах собственности.
Принципы управления экономикой
Основные принципы управления рыночной экономикой закреплены в Конституции РФ (Часть 1, ст. 8). В России гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг.
Принципы управления экономикой:
- Единство экономического пространства. Единое правовое регулирование отношений в сфере экономики, методов, форм защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина на всей территории страны, единство метрической системы, стандартов, бухгалтерского учета и статистики. Единство обеспечения экономического пространства закреплено в соответствующем Указе Президента.
- Свободное перемещение финансовых средств, товаров и услуг, снятие будь-каких ограничений на пути перемещения товаров по всей территории России. Одинаковый фактический и правовой статус всех предпринимателей страны, вне зависимости от их расположения или места регистрации, отсутствие таможенных внутренних границ. Гарантиями принципа являются: запрет на таможенные границы, сборы и пошлины, введение единых правил лицензирования разных видов предпринимательской деятельности, введение единых стандартов сертификации и государственных стандартов правового регулирования. Гарантии обеспечивают свободу банковской деятельности и торговли, создание механизмов, препятствующих развитию экономического сепаратизма. Данная экономическая сфера регулируется соответствующим Федеральным законом и Договором о Таможенном союзе между бывшими союзными республиками.
- Поддержка конкуренции. Для ее обеспечения государство ограничивает монополистическую деятельность, и тем самым стимулирует производителей к снижению издержек производства, к применению достижений научно-технического прогресса. Конкуренция – сильнейшая движущая сила в механизме распределения ресурсов между регионами, отраслями и предприятиями. Она является фактором, позволяющим разнообразить товары и услуги, улучшить их качество, поднять жизненный уровень населения. Вопросы конкуренции отображены в соответствующем федеральном законе. Достижению целей законов способствует создание Государственного комитета по поддержке экономических структур с собственными органами территориального управления, антимонопольной политике. Антимонопольные органы могут вносить предписания о пресечении действий, обладающих монополистическим характером, налагать штрафы. Убытки, причиненные гражданам от монополистической деятельности, возмещаются в судебном порядке.
- Свобода экономической деятельности. Характеризуется правовой защитой интересов как производителей, так и потребителей. Их экономическая свобода обеспечивается охраной права собственности между хозяйствующими субъектами и институтом частной собственности. Общие условия заключения договоров аренды, купли- продажи, поставок, стандарты качества определяет государство. Оно контролирует их соблюдение, а также добивается соответствующей ответственности за соблюдение условий контрактов. Особую роль в формировании свободной экономической деятельности играет развитие разветвленной банковской системы, пенсионных и инвестиционных фондов, бирж, страховых компаний, торгово-промышленных палат и т.д. Свобода экономической деятельности означает использование в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей диспозитивного метода. Государственные органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, ее регулирование осуществляется через гражданское (закрепляет юридические формы) и финансовое (устанавливает налоги на доходы от предпринимательства) законодательство.
- Многообразие и равная защита форм собственности. Устанавливается равенство всех форм собственности. Государственную и муниципальную собственность часто объединяют под общим названием «публичная собственность».
Экономическая роль государства
В Конституции РФ отображена экономическая роль государства. Государство несет огромное количество различных обязанностей в экономической сфере, что обуславливает саморегуляцию экономики и ее самостоятельность.
В Конституции РФ утверждена действенность принципов рыночной экономики на всей территории федеративного государства. Сформулированные в ст. 8 основы конституционного строя не исключают мощного влияния государственного сектора в экономическом секторе, вмешательство административных органов.
Российская Федерация, формируя социальное рыночное хозяйство, стремится к обеспечению свободы предпринимательства, экономической деятельности, общественную пользу и добросовестную конкуренцию, для регулирования хозяйственной жизни государством, осуществляемой в интересах общества и человека, производителя и покупателя.
Производство и распределение благ в условиях формирующейся рыночной экономики реализуется посредством государственных и частных предприятий и учреждений (в том числе, субъектов РФ).
Государство в разных формах ответственно за самые важные стороны организации производства, распределения и перераспределения благ по территории страны. Это подразумевает гарантии роста производства, участие в производстве работоспособных лиц, снабжение населения всем необходимым, смягчение последствий экономической нестабильности и колебаний спроса на международном рынке и др.