Сущность понятия «эффективность правовых норм»
Эффективность правовых норм – это соотношение между полученными результатами действия правовых норм и теми целями, для достижения которых такие нормы были приняты законодателем, иначе говоря, это соотношение между целью правовой нормы и достигнутым за счет ее существования результатом.
Термин «эффективность» в переводе с латинского означает действенный, т.е. способный оказывать необходимое действие и дающий в конечном итоге планируемый, в большинстве случаев положительный результат, способный приводить к планируемым последствиям. При этом следует отметить, что термин «действенный» подразумевает не любой результат или воздействие, достижение цели, а лишь тот результат, которые в данном случае является наилучшим, т.е. наиболее оптимальным.
Таким образом, под эффективностью норм правового характера понимают результат их применения непосредственно на практике. Все существующие правовые норм по содержанию и качеству различны, однако, юридические понятие «эффективности» таких норм в большинстве случаев подразумевает положительное воздействие правовой нормы на общественные правоотношения. При этом положительность может проявляться следующим образом: в обязательном порядке в некоторой мере должны улучшаться условия жизни общества – только в таком случае можно говорить о положительном воздействии. При этом оценивать положительность правовой нормы необходимо в обязательном порядке с помощью категории «цель» - достигнута ли поставленная цель? При этом цель в обязательном порядке необходимо соотнести с результатом.
Следует отметить, что не любая цель может быть достигнута правильными средствами и с относительно небольшими издержками, т.е. в обязательном порядке результат должен быть соотнесен с издержками.
Если говорить об эффективности правовых норм, то можно выделить несколько ее уровней, а именно:
- Эффективность права в целом. В данном случае рассматривается действенность правовых норм, а также результативность права как основного регулятора правоотношений в обществе по сравнению с прочими регуляторами, например, религиозными нормами и нормами морали. Подобное сопоставление эффективности и общественной роли различных регуляторами в обязательном порядке должно осуществляться в любом обществе, так как это необходимо для определения наиболее оптимальных путей реализации социального управления, форм и способов осуществления внутренней политики государства.
- Эффективность отрасли права. В данном случае необходимо говорить о том, что сопоставление эффективности различных отраслей, перед которыми стоят абсолютно разные цели, в основе которых лежат различные принципы, предмет и методы регулирования, не совсем корректно с точки зрения науки, в связи с чем можно говорить только с точки зрения достижения ей поставленных целей, решения наиболее приоритетных задач, реализации основополагающих принципов.
- Эффективность правового института. Например, в данном случае можно рассуждать об эффективности институтов дарения и наследования, купли-продажи в гражданском праве, крайней необходимости исключительно с точки зрения достижения ими функциональной цели.
- Эффективность правовой нормы. Правовая норма, выступая в качестве первичного элемента правовой системы права, является и первичным элементом в исследовании эффективности в праве.
Говорить об эффективности гипотезы как некотором комплексе условий действия нормы абсолютно бессмысленно, тем более бессмысленно сопоставлять эффективность гипотез различных норм. Эффективность диспозиции как непосредственно правила, которое определяет права и обязанности субъектов соответствующих общественных отношений, не может быть определена без учета гипотезы как некоего обусловливающего действие нормы фактора и без санкции как фактора, который обеспечивает в необходимом объеме реализацию такой нормы. Нельзя говорить об эффективности санкции как таковой без обозначения ее связи с определенной диспозицией. Так, одна и та же санкция, например, штраф некоторый величины, который применяется в качестве наказания на осуществления различных деяний, может давать абсолютно различный эффект. Санкция, которые используется в отрыве от соответствующей нормы в целом, не может быть проанализирована на предмет ее эффективности, ценности и т.д.
На современном этапе развития можно говорить о том, что эффективность в значительной степени зависит от огромного количества факторов, среди которых, например, можно выделить:
- корректность отражения с помощью юридической нормы различных закономерностей развития общества;
- достигнутой степени правосознания и правовой культуры в обществе;
- информированности субъектов правоотношений в обществе о действующих правовых нормах;
- социальной ценности нормы;
- профессионализма правоприменителя.
Пути повышения эффективность правовых норм
На сегодняшний день можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
- Беспрерывное совершенствование правотворчества, в процессе которого в правовых норма наиболее полно будут выражены интересы различных общественных групп, а также те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Необходимо создавать положение, когда соблюдение законодательных норм будет в значительной степени более выгоднее его нарушения. Также особенно важно максимально усилить юридическую гарантированность правовых средств, которые существуют в рамках механизма правового регулирования.
- Совершенствование правоприменения, которое в значительной степени повышает эффективность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в тврдые рамки законности, то правоприменение учитывает определенную обстановку, а также своеобразие каждой отдельной ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения способно придавать гибкость и универсальность регулированию с помощью правовых норм, минимизировать и предотвращать сбои и остановки в функционировании правовой системе.
- Повышение уровня правовой культуры населения может оказывать в значительной степени благотворное влияние на качество правового регулирования, а также на процесс укрепления законности и правопорядка в обществе в целом.