Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Договор международной морской перевозки груза

В результате развития торговых отношений между субъектами частного права, выросло количество международных, в том числе и морских перевозок. Это обусловило необходимость разработать и установить общие и единые правила в данной сфере отношений.

История развития договоров международной морской перевозки груза

В качестве самого первого и по-настоящему значимого международного договора выступила Конвенция об унификации определенных правил касательно коносамента, заключенная в 1924 году в Брюсселе. Ее значимость заключается в том, что именно ей были впервые унифицированы правила касательно выдачи коносамента, его содержания и составления.

Коносамент, который составе по всем правилам, что обозначены в Конвенции, выступал в качестве доказательства получения груза перевозчиком. В виде характерной черты Конвенции выступила защита перевозчика. К примеру, в случае навигационной ошибки, он освобождался от ответственности. На тот период времени такое решение было верным и полностью оправданным.

Однако, время шло, условия менялись и в Конвенцию требовалось вносить кардинальные изменения. Произошло это в 1968 году, когда международным сообществом был принят Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924 года, в дальнейшем его стали называть «Правила Гаага-Висби»

Мировая практика разделяет перевозки морским транспортом на два вида:

  1. Внутренние.
  2. Внешние.

При этом внешние перевозки тоже разделены на несколько видов:

  1. Международные морские перевозки грузов, которые реализуются в процессе экспорта и импорта товаров.
  2. Международные морские перевозки, которые реализуются между иностранными портами.

Для реализации подобного рода перевозок принято использовать суда с конкретными мореходными качествами, а также с довольно высокими показателями маневренности.

Если исходить из существующих видов плавания, то можно отметить существование определенных видов плавания в морских перевозках:

  1. Морские заграничные плавания.
  2. Каботажи. Они тоже включают в себя два подвида: большой каботаж, при котором ход морских судов реализуется между разными портами с заходом судов в заграничные порты и малый каботаж, который представлен ходом судов в рамках одного, либо нескольких бассейнов. Причем, в случае малого каботажа заходов судна в иностранные порты не предполагается.
«Договор международной морской перевозки груза» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В практике морского судоходства сформировались определенные базовые формы его организации. Самыми часто применяемыми формами являются:

  1. Линейная форма. В процессе реализации данного варианта производятся морские перевозки несущественных партий грузов. Они, обычно, представлены в качестве готовых изделий, либо в виде полуфабрикатов.
  2. Односторонние линии, на которых применяются лишь суда одного государства, либо одной судоходной компании.
  3. Двусторонние линии. Речь идет о применении суден двух государств, либо двух судоходных организаций.
  4. Регулярная форма. Подобная форма используется в морских перевозках на направлениях с регулярным грузовым потоком. Иными словами, при реализации таких перевозок, суда работают свыше трех месяцев.
  5. Рейсовая форма. При реализации международных морских перевозок используется также форма организации потоков массовых грузов. Обычно подобного рода грузы представлены в качестве крупных партий однородных грузов. Они могут быть навалочными или насыпными. Поставки грузов по такому формату подразумевают наличие заключенных долгосрочных договоров.
  6. Трамповая форма. Данная форма организации будет применяться с целью реализации перевозки отдельных типов массовых грузов при помощи морских судов. В качестве груза в данном случае могут быть представлены руда, лес и пр.

Особенности договора морской перевозки грузов

В международном морском праве договором морской перевозки груза принято называть заключенный договор, в соответствии с которым перевозчик обязан обеспечить доставку конкретного груза из одной точку в другую, то есть, из одного порта в другой, а затем обеспечить его выдачу управомоченному на получение груза лицу, то есть, получателю или его представителю (по доверенности). При этом отправитель в соответствии с условиями договора обязан уплатить стоимость перевозки груза в соответствии с установленными тарифами.

Стороны могут выбрать один из типов договоров международной морской перевозки:

  1. Чартер.
  2. Договор перевозки груза по коносаменту.

Чартер или договор фрахтования судна – представляет собой заключение соглашения, обязательным признаком которого выступает реализация перевозок на конкретных условиях. Для того, чтобы разместить груз, будет предоставлено все судно, либо его часть или конкретные помещения на судне. В зависимости от этого принято разделять фрахтование судна на:

  1. Частичное.
  2. Полное.

Чартеры обычно применяются в трамповом судоходстве, то есть, рейсы осуществляются не по расписанию. Предназначены они для того, чтобы урегулировать отношения, связанные с массовой перевозкой однородных грузов. При этом перевозка массовых грузов реализуется в том количестве, которое достаточно для того, чтобы загрузить все судно, либо его часть.

Договор перевозки груза по коносаменту. Указанный тип договора может быть заключен без названных условий. То есть, согласно такому соглашению, отправитель не будет пользоваться правом требовать того, чтобы для размещения его грузов использовались полностью все грузовые помещения, либо их конкретная часть.

В этой ситуации перевозчиком самостоятельно принимается решение, в каких именно помещениях судна будет размещен груз. При этом, отправление может размещаться, как отдельно, так и вместе с грузом других клиентов. Основное отличие от чартера у договора перевозки груза по коносаменту заключается в том, что он в большей мере предназначен для того, чтобы обеспечивать регулирование отношений по перевозке в линейном сообщении штучных. Это могут быть единичные и партионные грузы.

Дата написания статьи: 26.12.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot