Действия правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
Деятельность правоохранительных органов в чрезвычайных условиях представляет большой интересе как для научных рассуждений, так и для практической деятельности.
Чрезвычайная ситуация (далее ЧС) — это обстоятельства на определенной территории, которые возникли вследствие природного явления, катастрофы, аварии и т. п., которые могут представлять опасность для окружающих и повлечь за собой жертвы, ущерб здоровью, а также значительные материальные потери.
Действия правоохранительных органов при ЧС урегулированы нормами закона. Например, положения ФЗ от 07.02.2011 г. №3 «О полиции» указывают на основные задачи и обязанности сотрудников полиции при возникновении ЧС:
- сотрудники обязаны принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности организаций, граждан;
- сотрудники должны осуществлять защиту потенциальных объектов террористических посягательств;
- сотрудники должны быть задействованы для обеспечения режима военного положения и режима ЧП, если таковые введены на территории Российской Федерации или на отдельных ее территориях и т.д.
Изучив представленную нормативную базу, можно сделать вывод о том, что в ФЗ «О полиции» следует более четко определить понятие «деятельность при чрезвычайных обстоятельствах» и разграничить данное понятие с действиями сотрудников полиции во время военного положения. Предполагается возможным включить такое направление деятельности в ст. 2 названного закона. Это поспособствует нормативному закреплению деятельности сотрудников полиции во время чрезвычайных ситуаций.
Также при возникновении ЧС активную деятельность осуществляют органы внутренних дел. В условиях чрезвычайных ситуаций ОВД наделены следующими полномочиями: охранять общественный порядок и безопасность в зоне возникновения ЧС и в местах эвакуации (например, при потопах, землетрясениях, пожарах и пр.). Также ОВД имеют право оказывать первую медицинскую помощь, охранять оставленное без присмотра имущество, ограничивать доступ на территорию, где возникла чрезвычайная ситуация.
В рамках реализации своих задач ОВД подготавливает план сил и средств, которые будут направлены на выполнение поставленных задач, определяют состав и их структуры, назначают руководителя группировки. То есть, ОВД наделены расширительными полномочиями при возникновении чрезвычайных обстоятельств для того, чтобы поддерживать безопасность, стабильность обстановки.
Следует обратить внимание на то, что достаточно четко урегулированы российским законодательством вопросы организации и функционирования ОВД во время ЧС. Нормативными правовыми актами закреплен их статус, место в системе правоохранительных органов, обозначены их компетенции, основные права и обязанности должностных лиц, а также организационно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.
Нормативное регулирование деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах
В связи с тем, что в настоящее время угрозы ЧС особенно актуальны, деятельность полиции должна быть четко регламентирована. При формировании законодательной базы, регламентирующей деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС, законодателем выделено несколько составляющих: безопасность личности, общества, государства и экологическая безопасность.
Прохождение службы сотрудниками ОВД в особых условиях регулируется ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно такие условия прописаны в статье 35. В качестве особых условий законодатель понимает действие военного положения и чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции, условия вооруженного конфликта, ликвидация последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, а также другие чрезвычайные ситуации.
Однако, ФЗ «О полиции» в ст. 12 возлагает на полицию полномочия, выполнение которых осуществляется в особых условиях и направленны на пресечение или устранение причин и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Обратимся к мнению теоретиков по этому поводу. Так, например, Тихомиров Ю.А. в свое время отмечал, что потенциальная или реальная угроза объектам безопасности как раз и формирует содержание деятельности правоохранительных органов в условиях ЧС.
Деятельность полиции во время чрезвычайных ситуаций регулируется правовыми нормами чрезвычайного законодательства. Например, в ФЗ «О полиции» закреплена обязанность сотрудника полиции принимать неотложные меры по спасению граждан, охране имущества и т.д. при возникновении чрезвычайных ситуациях. То есть, чрезвычайное законодательство указывает на дополнительные обязанности сотрудников, которые возникают при определенных обстоятельствах и которые они не выполняют в повседневной жизни.
Во время возникновения ЧС устанавливается приоритет закона абсолютно над всеми подзаконными актами и означает самостоятельность действий органов во время ЧС. Правовую базу при реализации возложенных обязанностей полиции составляет ст. 10 ФЗ «О полиции», в которой приводится принцип взаимодействия и сотрудничества полиции с другими правоохранительными органами. Это означает, что при выполнении своих задач во время ЧС сотрудники полиции должны при необходимости взаимодействовать с иными правоохранительными органами в целях эффективной реализации своих полномочий по защите личности, общества и государства.