Свобода совести и вероисповедания
Свобода совести и вероисповедания – это гражданские свободы, относящиеся к базовым правам и свободам человека и гражданина, гарантированным Конституцией РФ.
Каждому лицу в РФ гарантируется свобода вероисповедания, свобода совести, включая право лица свободно исповедовать любую религию (или никакой религии не исповедовать) индивидуально или совместно с иными лицами, свободно иметь, выбирать и распространять религиозные убеждения, действовать согласно с ними (ст. 28 Конституции).
Не допускается установление ограничений, преимуществ или других форм дискриминации людей в зависимости от их религиозных убеждений. Исключение составляют случаи, закрепленные федеральными законами, в том объеме, как это было нужно для защиты конституционных основ, здоровья, нравственности, законных интересов и прав человека, обеспечения безопасности и обороны РФ.
Граждане РФ гарантируют право мужчинам призывного возраста на замену военной службы альтернативной гражданской службой, в случае, если их вероисповедание и убеждения противоречат принципу несения военной службы.
Свобода совести и вероисповедания состоит в:
- праве человека никого не ставить в известность о своем отношении к религии;
- праве осуществлять свободное участие в отправлении религиозных обрядов;
- праве реализовывать собственное право на свободу совести и вероисповедания;
- праве на тайну исповеди.
Не допускается никого принуждать к исповеданию определенной религии через повреждение имущества, применение насилия, через угрозу совершить данные действия;
Правовой статус религиозных объединений
Обеспечение свободы религии и религиозных взглядов как конституционно-правового принципа взаимоотношений объединений верующих лиц и РФ следует из провозглашения Федерации демократическим и правовым государством. Свобода вероисповедания в соответствии с Конституцией является незыблемой и неотчуждаемой, гарантируется и не может быть отменена.
Закрепление Конституцией свободы религии обуславливает обязательство государства ее обеспечивать, гарантировать, создать механизм ее защиты. В России создано все для развития религиозной самобытности национальных меньшинств и коренных народов, проживающих на территории РФ. Указанные общины обеспечиваются всем объемом свободы вероисповедания, но не только «конституционным минимумом». Ярким индикатором по свободе религии, доступной религиозным меньшинствам, является степень свободы вероисповедания.
В РФ в качестве обязательной или государственной не может устанавливаться никакая религия, не допускается дискриминация по принадлежности к определенной религии. В Конституции страны закреплен принцип отделения церкви от государства, то есть все религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства.
Правовые принципы и положения взаимоотношений религиозных организаций и государства:
- обеспечивают автономию религиозных объединений верующих лиц от необоснованного вмешательства государственных органов;
- защищают правовой статус всех религиозных объединений и организаций;
- запрещают безосновательное выделение групп верующих и ограничение в правах (на основании их убеждений).
Обеспечение свободы религии предполагает минимальный объем прав объединений верующих лиц, охрана и правомерная реализация которых должна обеспечиваться конституционно-правовыми нормами. К конституционным средствам обеспечения реализации свободы вероисповедания является закрепление Основным законом процессуальных форм осуществления религиозными объединениями своих прав верующими. Так, благотворительное милосердие и деятельность осуществляются религиозными организациями самостоятельно, через созданные общества, ассоциации, братства и иные объединения, общественные фонды, право проводить религиозное образование может быть осуществлено объединениями верующих лиц путем создания учебных групп и заведений, в иных формах с использованием помещений, предоставляемых группам в пользование или принадлежащих им.
Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений
Исходя из принципа отделения государства от церкви, государство не может:
- вмешиваться в выбор гражданина отношения к религиозной принадлежности и к религии, в процесс воспитания родителями (законными представителями) детей, согласно собственным убеждениям, учитывая право ребенка на свободу вероисповедания;
- возлагать обязанности государственных органов власти, муниципальных органов и государственных учреждений на религиозные объединения;
- вмешиваться и влиять в деятельность разных религиозных объединений, в случае, если такая деятельность не противоречит строю РФ;
- вводить религиозное образование в качестве обязательного в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.
Если деятельность религиозных объединений граждан, их деятельность не наносят вред и не нарушает конституционных основ страны, то такие объединения выступают наравне с иными объединениями, за исключением участия в:
- осуществлении полномочий государственных органов власти, иных государственных органов, муниципальных органов и иных государственных учреждений;
- в выборах в органы местного самоуправления и в государственные органы власти;
- деятельности политических движений и политических партий, оказании им любых видов помощи, включая материальную.
Религиозный плюрализм тесно взаимосвязан с предпосылкой свободы вероисповедания, то есть желанием религиозной общины (религии большинства) сосуществовать с иными объединениями верующих лиц в толерантном режиме. Государство помогает установлению уважения и терпимости между гражданами, которые исповедуют (или не исповедуют) определенную религию, между верующими различных вероисповеданий и религиозными организациями.