Субъекты муниципального права
Субъекты муниципальных правовых отношений представлены лицами, которые отражают суть местного самоуправления, обладают правом принятия решений, касающихся вопросов значения местного уровня, также сюда включены физ. и юр. лица, органы государства и общества, которые вступают с муниципалитетом в правоотношения. Главный признак муниципальных правовых отношений - факт, что неотъемлемой стороной этих правоотношений признано население муниципального образования самостоятельно либо его представители, олицетворенные органами МСУ.
Субъектами муниципальных правовых отношений служат:
- самостоятельно муниципальное образование (в роли участника административных, международных, а также большинства частных правоотношений, например, гражданско-правовых, земельных и т. п.);
- объединения и ассоциации муниципальных образований, подлежащие государственной регистрации;
- местное население муниципальных образований;
- система органов МСУ в конкретных муниципальных образованиях;
- территориальные органы общественного самоуправления;
- органы власти государства;
- различные объединения общества;
- унитарные предприятия и учреждения муниципалитета.
Законодательство в области муниципального права
Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации МСУ в Российской Федерации обеспечивается самостоятельным решением населением проблематики местного уровня значения, так же прав по поводу владения, использования, распоряжения собственностью муниципалитетов. Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» установила равноправие граждан Российской Федерации в области реализации местного самоуправления вне зависимости от их половой, расовой, национальной, языковой принадлежностей, фактического происхождения, имущественного и должностного уровня в обществе, отношения к религиям, убеждений, личных ценностей, принадлежности к объединениям общественности.
Федеральный закон «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» предусмотрел наличие возможности предоставления прав осуществление МСУ лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации. В статье 3 данного Закона иностранные граждане, постоянно или в большинстве своем проживающие на территории конкретного муниципального образования, могут пользоваться правами осуществления местного самоуправления в соответствии с международным законодательством, договорами Российской Федерации с зарубежными государствами, федеральными законами.
Часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление граждане осуществляют путем проведения референдумов, выборов, и некоторых других видов прямого прямых изъявлений воли сквозь выборные и другие органы МСУ.
К субъектам, наделенным правом принятия и участия в принятии решений, касательно вопроса местного значения, относится население муниципального образования. Устав муниципального образования должен закреплять следующие параметры: форма, порядок, группа гарантий прямой и независимой реализации населением местного самоуправления.
Население наделено правом избрания представительного органа местного самоуправления, остальных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления на выборной основе, может определять структуру органов местного самоуправления. Учитывая мнение населения конкретной территории, решаются вопросы внесения коренных изменений в муниципальное образование, установления или изменения его территорий. По желанию населения проходят публичные слушания, на которых происходит обсуждение проектов муниципально-правовых актов с участием населения муниципального образования. Для выявления мнения местных жителей и учета оного, принимая решения органы и должностные лица местного самоуправления, могу проводить опросы населения в границах территорий муниципального образования или на какой-то части его территории. Руководствуясь законодательством и уставом муниципального образования, местное население вправе выступить субъектом и других муниципальных отношений.
Законодательство о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации определяет население муниципального образования как местное сообщество, которое толкуется как граждане, которые проживают на территории муниципального образования, объединенные общими интересами в решении вопросов местного значения. Член местного сообщества - гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.
Сход граждан представляет собой форму осуществления непосредственной демократии в населенных пунктах с численностью населения, обладающего избирательным правом, составляет не более ста человек для разрешения вопросов местного значения.
Конференция (собрание) граждан - это совещательная (консультативная) форма осуществления непосредственной демократии. Собрания (конференции) проводятся на части территории муниципального образования, их целью является обсуждение вопросов местного значения, информирование населения по вопросам деятельности органов, должностных лиц МСУ, а так же для реализации общественного самоуправления на конкретной территории.
Населением признаются субъекты, которые наделяются правом принятия решений, участия в принятии решений по решению вопросам местного значения. Статьей 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантируются права населения городских, сельских поселений не смотря на их численность, осуществления местного самоуправления. Субъекты муниципальных правовых отношений, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения, - выборные и остальные органы местного самоуправления. К ним следует относить:
- представительный орган МСУ, который обладает правом представления интересов населения и принятия от его имени решений;
- должностное лицо, занимающее свою должность на выборной основе, которое наделено полномочиями по разрешению вопросов местного значения, руководствуясь уставом муниципалитета.