Основной закон для Федеративной Республики Германия представлен конституцией Германского государства, в которой закрепляются базисы политической и правовой системы государства. Основной закон принимался в 1949 году в форме закона, который временно заменял конституцию на территории западных зон оккупации, позже продолжал собственное действие в ФРГ, а с 1990 года стал полноценной конституцией соединённой Германии. Особенное назначение в Основном законе государства, которое пережило опыт национал-социализма, обретали главные гражданские права.
История принятия
На встрече министров-президентов одиннадцати территорий западных земель оккупации, которая состоялась с 08.07.1949 по 10.07.1949 года в Кобленце, приняли решение не образовывать на территории Тризонии полноценное государство, позволявшее окончательным образов укрепить раздел Германии. Вместо этого приняли решение о формировании временной единицы государственности, которая ни в каком случае не имела характер государственности. По данной причин решено создать вместо конституции основной закон, обеспечивающий однообразное правление западных зон оккупации, а взамен Конституционного собрания призвать Парламентский совет. По той же причине принципиальным образом было отвергнуто произведение голосования по принятию закона на общенародном референдуме. Хоть западные оккупационные страны изначально выступали за принятие полноценной конституции посредством референдума, министры-президенты сумели отстоять собственную точку зрения.
Таким образом, основной закон разработан как документ, не являющийся полноценной конституцией целого немецкого народа, а предполагался только как временный закон, который, в соответствии с его же статьей 146, должен впоследствии заменяться новой полноценной конституцией, которая должна быть принята уже всем немецким населением в итоге проведения референдума. Преамбула основного закона включала указк на его временный характер до соединения Германии и принятия новой полноценной конституции.
08.05.1949 года в Бонне произошла встреча Парламентского совета, представленного органом, который создан для выработки основного закона, на встрече данный закон приняли 53 голосами против 12. Председатель Парламентского совета, Конрад Аденауэр, первейшим подписал принятый документ. В следующие дни оккупационные державы западного расположения подтвердили принятие основного закона, и земельные парламенты десяти из одиннадцати земель, исключая Баварию, западной территории оккупации также отдали голоса новой конституции. Текст законного документа официально провозгласили 23.05.1949 года. Данный день становился днём рождения Федеративной Республики Германия.
В основной закон в 1949 году включены ст. 136-139 и 141 Веймарской конституции, действующие и в настоящий момент. Другие нормы Веймарской конституции, которые не противоречат Основному закону, сохраняли действие в форме обычного права ФРГ до 1960-х годов.
Область действия основного закона
Получивший силу в 1949 году основной закон в 23 статье содержал указание, что он распространил собственное действие изначально не на всю территорию Германии, а только на определенные немецкие земли, а в иных частях вступает в силу после их соединения с областью действия основного закона. Уже в то время такая формулировка предполагает возможное разрастание сферы воздействия основного закона.
В 1952 году земли Баден,Вюртемберг-Баден, и Вюртемберг-Гогенцоллерн соединены в общую земельную территорию«Баден-Вюртемберг». С 01.01.1957 года после произведённого референдума, подписания Люксембургского договора с Францией в ФРГ и в область действия основного закона входила находившаяся после 1945 года под протекторатом Франции Саарская область — в образе земли Саар. Невзирая на данные изменения текст 23 статьи, а также преамбула основного закона до 1990 года оставались без изменений, этим образом, не называли новые земли:
- Саар;
- Баден-Вюртемберг.
Особенное положение в основном законе занял Берлинский вопрос. С одной стороны, Берлин не перечислен в преамбуле основного закона как земля, население которой принимает данный закон, с другой — Большой Берлин упомянут в 23 статье в форме территории, вошедшей в изначальную сферу действия основного закона. Но это являлось противоречием воли держав оккупации, рассматривающих Берлин вне зоны действия основного закона ФРГ. По такой причине, к примеру, все издаваемые в ФРГ законы включали так именуемую берлинскую оговорку, которая обеспечивала законам ФРГ возможность воздействия в Западном Берлине.
После происшествия мирной революции в ГДР имелось 2 пути соединения Германии:
- вступление ГДР добровольного характера в сферу действия «основного закона», в соответствии со статьей 23;
- утрата характера силы «основного закона» и утверждение вновь созданной «общегерманской» конституции всем немецким населением посредством референдума, в соответствии со статьей 146.
После происшествия первых выборов на свободной основе в Народную палату ГДР в марте 1990 года в ГДР власть обрели партии, которые выступают за «быстрый» путь соединения Германии по 23 статье. Уже 23.09.1990 года Народная палата ГДР решила, что ГДР вступает в сферу действия основного закона ФРГ, в соответствии с 23 статье данного закона. В соответствии с некоторыми первым комментариям основного закона ФРГ, 23 статья дает гарантии всем немецким землям на безоговорочное право вступления в область действия данного закона, этим образом ФРГ даже теоретическим образом не смогло бы отказать ГДР в прошении о вступлении.
Таким образом, с ходом времени «Основной закон для Федеративной Республики Германия» был утвержден в форме конституции ФРГ, а с 03.10.1990 года становится и конституцией целого немецкого народа, об этом также свидетельствует и принятая после 1990 года новая редакция 146 статьи.