Конституция какого-либо государства обладает конкретной формой, то есть способом организации и отражения конституционных норм. Изначально форма конституции определяется тем, что конституция быть одним или же включать в себя нескольких нормативных актов.
Форма и структура кодифицированных конституций
В большей части государств конституция представлена одним документом, называются такие конституции - кодифицированными. Такими конституциями обладают Испания, Мексика, США и пр.
В это же время в определенных государствах, которые имеют кодифицированные конституции, к примеру, в США, поправки в Конституцию не вносятся, а прилагаются к ней в конкретной нумерации. Кодифицированные конституции включают в себя некоторые документы. Конституция Франции, принятая в 1958 году, включает Преамбулу Конституции от 1946 года, Декларацию прав человека и гражданина от 1789 года.
Некодифицированные конституции представлены совокупностью законов принятых в различные временные периоды. Конституция Швеции включает четыре конституционных акта:
- «Форма правления» от 1974 года;
- «Акт о престолонаследии» от 1810 года;
- «Акт о свободе печати» от 1974 года»
- Закон «О свободе высказываний» от 1991 года.
Израильская конституция включает в себя одиннадцать таких актов.
Часто в литературе конституции таких государств как Великобритания, Н. Зеландия именуют неписаными. Но правильно подобные конституции определять как конституции смешанного типа, потому как частично они являются писаными, состоят из парламентских законов, решений суда, которые являются обязательными прецедентами. Иной составной частью таких конституций представляются доктринальные толкования и обычаи. Известным является, что конституция Великобритании вмещает свыше трехсот законов, которые были приняты парламентов в разные века, притом, не квалифицированным большинством голосов депутатов, а также обычаи и судебные прецеденты, которые именуются конституционными соглашениями, в их содержании содержатся конвенционные нормы.
Конституция Великобритании переживает эволюцию в направленности постепенного замещения судебных прецедентов и обычаев, законами, которые принимаются Парламентом.
Неписаные конституции- абсолютно незафиксированные ни в каком документе,их существование носит временный характер после революционных либо военных переворотов. В данный период традиционно сохраняют собственное действие старые акты законодательства, если они не находят противоречий целям и сущности нового режима. Так было, к примеру, в Румынии после декабрьского восстания 1989 года, когда был свергнут президент Чаушеску.
Форма и структура некодифицированных конституций
Кодифицированные конституции обладают своей структурой, под ней понимается установленный в ней порядок, путем которого установлена конкретная система группировки однородных конституционных норм в главы, разделы и их последовательность расположения. В базисе обобщения норм в главы и разделы пролегает схожесть предмета урегулирования. Последовательность расположенности разделов и глав находится в зависимости от взаимной связи норм, которые их составляют, производности их друг от друга, первичности, а также от вложенных в конституции концептов. Структура конституций, за редкими исключениями, обладает стандартным видом:
- преамбула;
- основная часть;
- заключительные и переходные положения;
- иногда встречаются приложения.
В преамбуле обычно изложены цели конституции, описываются условия исторического периода ее принятия, в некоторых случаях в ней оглашаются права и свободы либо руководящие начала политики государства. Преамбула обладает большим значением в идеологическом и политическом плане. Положения преамбул обычно не являются правовыми нормами, но обладают нормативным значением при толковании и применении иных конституционных положений, потому как преамбулы несут в себе направления, в которых должны быть истолкованы остаточные конституционные положения. В случае, если преамбула включает провозглашаемые права и свободы, этим характеризуется преамбула Конституции Франции 1946 г., то они обладают тем же юридическим значением, что и нормы основной части Конституции.
Основная часть конституции содержит нормы о свободах и правах человека и гражданина о базисах общественного строя, статусе и системе органов государства и местного самоуправления, символике государства, порядке внесения изменений в конституцию.
Нормы о статусе органов государства традиционно размещаются по соответствию с принципом разделения властей. Обычно сначала излагаются нормы о парламенте, позже о главе государства и правительстве, потом уже нормы о судебной власти, об организации власти на местном уровне. Другой порядок размещения норм об органах власти государства показывает, что существует превалирующее значение одних органов перед другими. Таким образом, в Конституции Франции (1958 г.) сначала располагаются нормы о Президенте Республики, потом уже о Правительстве, и лишь потом о Парламенте.
Заключительные положения конституции описывают порядок вступления конституции в силу, задают сроки для образования вновь создаваемых властных органов, а также сроки издания законодательства, к которым содержатся отсылки в текстах конституции. В данной части конституции могут размещаться разъясняющие положения, а также включаться нормы толкования конституции.
Переходные положения, которые содержатся во многих конституциях, задают сроки вступления в действие некоторых конституционных норм, которые не могут реализовываться сразу, сроки и порядок замены прежних конституционных институтов новыми.
Существующие у некоторых конституций приложения обладают важнейшим юридическим значением. Таким образом, все поправки к Конституции США оформляются в виде пронумерованных приложений.
В первом приложении к Конституции Индии приложен перечень штатов и союзных территорий, а в седьмом приложении - распределение компетенции меж властными органами федерации и ее субъектами.