Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюджетное устройство – это особая организация бюджетной системы и принципы ее построения, которая определяется государственным устройством. Бюджетные права РФ обеспечивают формирование и развитие финансовой базы, которая определяет компетенции страны и ее государственный суверенитет.
Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:
- Государственный бюджет (бюджет центрального Правительства или федеральный бюджет);
- Бюджеты субъектов Федерации;
- Местные бюджеты.
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджета центрального Правительства, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, основанную на государственном устройстве и экономических отношениях, и регулируемую законодательством РФ. Значительной проблемой бюджетного устройства являются бюджетные взаимоотношения центральных органов и регионов. Доходную часть территориальных бюджетов представляют:
- Закрепленные доходы. Полностью поступают в соответствующие бюджеты (за местным бюджетом закреплен налог на имущество физических лиц, за бюджетами субъектов РФ - налог на имущество предприятий).
- Регулирующие доходы. Это средства, которые передаются от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену для покрытия его расходов помимо закрепленных доходов.
- Дотации. Бюджетные средства, которые предоставляются бюджетам разного уровня на безвозвратной и безвозмездной основе (Бюджетный кодекс РФ, ст. 6).
- Субвенции. Бюджетные средства, которые предоставляются бюджетам разного уровня, юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления конкретных целевых расходов. Субвенции могут быть: текущие (финансирование расходов в данный момент), инвестиционные (финансирование инновационной, инвестиционной деятельности, затраты на расширение воспроизводства).
К кредитным ресурсам относятся средства, которые передаются на кредитной основе и которые должны быть возвращены (без процентов или с процентами).
Межбюджетные трансферты – бюджетные средства, перечисляемые от одного бюджета бюджетной системы РФ другой бюджетной системе.
Принципы построения и классификация бюджетной системы
Бюджетная система России основана на ряде принципов:
- самостоятельности бюджетов;
- единства бюджетной системы;
- разграничения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов между различными бюджетами;
- равенства бюджетных прав образований местного управления, субъектов РФ;
- сбалансированности бюджета;
- подведомственности расходов разных бюджетов;
- единства расходов кассы;
- эффективности и результативности использования бюджетных средств;
- совокупного (общего) покрытия расходов бюджета;
- целевого характера и адресности бюджетных средств;
- прозрачности;
- достоверности бюджета.
Рациональное и оптимальное управление финансами в государстве в условиях непростых финансово-бюджетных отношений, огромного разнообразия различных бюджетных поступлений и расходов невозможно без применения единой целостной системы учета всех передвижений финансовых потоков, которая утверждена на законодательном уровне или в иной форме. Для этого разработана бюджетная классификация, согласно которой происходит разработка и исполнение бюджетов.
Бюджетная классификация – это основной методологический документ, на основании которого разрабатываются, создаются и исполняются бюджеты.
Бюджетная классификация представляет собой особые группы доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы России, она используется для создания и исполнения бюджетов, создания бюджетной отчетности, предоставляющей сопоставление показателей разных бюджетов.
Министерство финансов РФ осуществляет определение принципов построения структуры кодов бюджетной классификации, и принципов присвоение кодов отдельных элементов бюджетной классификации, выступающих едиными для всех бюджетов бюджетной системы России.
Представительные (законодательные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут производить детализацию объектов бюджетной классификации РФ (в соответствии с БК РФ, ст. 27) в части видов расходов, целевых статей, не нарушая при этом принципов единства и построения бюджетной классификации.
Бюджетная классификация обусловлена рядом потребностей:
- планирование, прогнозирование, формирование, исполнение бюджета;
- контроль за своевременным и полным поступлением платежей, целевом использовании средств;
- учет и составление отчетности;
- аналитическая работа по разным видам доходов и расходов, бюджетам в целом;
- кодирование показателей отчетов и бюджетов при введении автоматизированной системы финансовых расчетов.
Новая бюджетная классификация была введена в России с 1 января 1995 года. Основные причины введения новой классификации: вхождение России в мировую экономику, введение новой налоговой системы.
Бюджетная классификация включает следующие группы классификаций:
- доходов бюджетов;
- расходов бюджетов;
- источников финансирования дефицитов бюджетов;
- операций сферы государственного управления, операций публично-правовых образований.
Бюджетное устройство современной России
В настоящее время существенная часть налоговых доходов субъектов РФ и местных бюджетов образуется за счет регулирующих доходов. Для регулирования бюджета используется метод предоставления прямой финансовой поддержки нижестоящего бюджета вышестоящим в форме фиксированной денежной суммы. В настоящее время в РФ такая поддержка имеет вид дотации или субвенции.
С 1994 года введен действующий и сегодня механизм межбюджетных отношений, основным регулятором которых стал Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Федеральный фонд является источником выделения трансферов, он формируется исходя из суммы налоговых поступлений федерального бюджета.
Федеральный фонд образуется в целях подравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, для их финансовой поддержки. Фонд входит в состав федерального бюджета, перераспределяется между субъектами РФ согласно единой методике, утвержденной Правительством РФ (Бюджетный кодекс, ст. 131).
Объем Федерального фонда, утверждаемый на следующий финансовый год, определяется путем умножения объема фонда текущего года на уровень инфляции (либо на индекс потребительских цен), прогнозируемый в будущем финансовом году. Фонд предоставляет дотации тем субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых ниже уровня, определенного критерием выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Уровень обеспеченности субъекта Федерации при условии наличия дотаций из Фонда не может быть выше уровня, который до распределения дотаций Фонда имел более высокий объем расчетной бюджетной обеспеченности.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ устанавливается путем нахождения соответствия между налоговыми доходами на одного жителя и подобным средним показателем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации с учетом структуры населения, географических, климатических, социально-экономических и других объективных условий и факторов, оказывающих влияние на стоимость предоставления одинакового объема бюджетных услуг на одного жителя.
Из Федерального фонда в качестве дотаций могут выделяться дотации, отображающие отдельные условия и факторы, которые учитываются при выявлении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем таких дотаций не может быть выше 10% объема Фонда. Расчет указанных дотаций имеет собственные особенности, которые формируются методикой распределения дотаций из Фонда. Министерство финансов РФ до 1 августа текущего финансового года отправляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации данные для проведения соответствующих расчетов распределения средств Федерального фонда на очередной финансовый год. До 1 октября проводится в установленном Министерством финансов порядке сверка указанных первоначальных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Если сумма федеральных налогов (НДС, акцизов, налог на прибыль, подоходного налога на физических лиц), которые поступают с данной территории и зачисляются в региональный бюджет, оказывается меньше 95% средней подобной величины по РФ в расчете на одного жителя, а условная сумма расходов - меньше 100% плановых расходов бюджета региона, то регион получает статус региона, «особо нуждающегося в поддержке».
Регионам трансферы перечисляются ежемесячно и зависят от фактических поступлений налогов в федеральный бюджет. При этом учитывается удельный вес региона, зависящий от статуса в Федеральном фонде финансовой поддержки регионов. В зависимости от географического положения регионы могут объединяться. На объединение регионов могут оказать влияние факторы, в наибольшей степени воздействующие на доходы и расходы бюджетов, а именно:
- географическая удаленность от центральных регионов при слабом развитии или отсутствии автомобильного или железнодорожного сообщения;
- наличие более длительного отопительного сезона, обусловленного сложными климатическими условиями;
- узкие сроки завоза товаров обусловленные географическими, климатическими условиями, удельным весом численности населения на территориях, где сроки завоза товаров ограничены.
Бюджеты всех уровней РФ должны быть сбалансированы. Первоочередному финансированию при наличии дефицита подлежат расходы, которые включены в бюджет текущих расходов.