Понятие берегового права и его зарождение
В средние века не законно проживающие на территории феодала иностранцы становились крепостными, и его имущество отходило в собственность феодалу. Основываясь на данной позиции, зародилось береговое право.
Береговое право – это право владельца прибрежной зоны получать в собственность все корабли, которые потерпели крушение у его берега, экипаж и пассажиры автоматически становились пленными (которые имели право освободиться после выкупа), а также всего, что было выброшено на берег.
Зарождение берегового права произошло в древности, а с развитием мореплавания оно появилось во многих прибрежных регионах. И как следствие после кораблекрушения целостность грузов, а также жизни пассажиров и моряков находились в опасности не только в море, но и на суше.
К причинам подобной жестокости можно отнести:
- Опасность того, что моряки являются разбойниками,
- Суеверия, согласно которым при принесении людей в жертву, возможно получить милость богов,
- Боязнь того, что оставшиеся в живых люди могут помешать грабежу.
Не имело значения кто именно подвергался грабежу – иностранцы или соотечественники, мертвые или живые. Живых людей чаще продавали в рабство, умерших грабили.
В Древнем Риме первый, нашедший раба имел преимущественное право присвоить себе его имущество. Во времена Римской Империи данное право перешло к казне государства, а после – к феодалам, которые владели прибрежными зонами.
Все доходы, которые были получены благодаря береговому праву, считались официальным источником, и все феодалы их подсчитывали. Король Людовик XIV в 1681 году издал морской устав, согласно которому все имущество, которое было спасено при кораблекрушении, следовало в казну короля. Феодал мог отказаться от своего берегового права только при условии того, что моряки заплатят ему дань.
Конечно, благодаря береговому праву появлялась легкая нажива, и многие придумывали специальные приспособления и хитрости для ее получения:
- Разрушались маяки,
- Знаки навигации ставились в сложных и опасных местах,
- Подкупались лоцманы, для того чтобы суда были приведены в определенные места, где сложно защититься от нападений.
Бывало, что грабители специально устраивали так, чтобы судно шло на сигнальный огонь и в итоге разбивалось о прибрежные камни. Морская стихия скрывала последствия, и виновные были безнаказанные. Самым подходящим временем для грабежей считались темные ночи.
Береговое право особенно процветало в средневековье. Однако необходимо отметить, что применялось оно не повсеместно. Так, славяне подобным промыслом не занимались.
Данный вывод исходит из международных договоров (например, Русско – Византийский договор 911г.), согласно которым местное население должно было охранять корабль с имуществом, и способствовать его отправлению в христианские земли, а также сопровождать его до достижения пункта назначения. Считалось большим преступлением оскорбить иностранных моряков. Петр I Великий принял закон, согласно которому все суда, которые были спасены на территории Российской Империи, находились под покровительством «Императорского величества» и были неприкосновенны.
Прекращение действия
Береговое право мешало развитию торговых отношений между странами, и многие города объединились против него. Были образованы союзы, которые сделали попытку откупиться от феодалов. Существовал такой союз как «Ганза» или «Ганзейский союз». Он проводил торговлю между странами всей Европы. Опорными пунктами союза были такие города как Новгород, Лондон, Берген, Брюгге во главе с городом Любеком. Целью союза выступала защита от феодалов и разбойников.
Благодаря союзу «Ганза» были достигнуты соглашения, по которым корпорации и частные лица получили право обращаться в Третейский суд для защиты своих прав и интересов.