Под оценкой стоимости объектов интеллектуальной собственности понимается процесс, в ходе которого происходит определение результатов интеллектуальной деятельности конкретного предприятия и приобретенных в ходе данной деятельности интеллектуальных продуктов.
Подобная оценка стоимости ресурсов, формирующих интеллектуальный ресурс организации, необходима для:
- постановки объектов такой собственности, созданной или приобретенной предприятием, на бухгалтерский учет;
- определения налогооблагаемой базы организации;
- реализации интеллектуальных продуктов организации на рынке;
- определения пая учредителя в уставном капитале при внесении его таким объектом;
- ликвидации или реорганизации организации, в составе имущества которой есть интеллектуальная продукция;
- приватизации собственности организации, имеющей интеллектуальную продукцию;
- удовлетворения организацией исков кредитора и определения залога;
- передаче права пользования объектом интеллектуальной собственности по лицензии;
- оформления франшизы.
Методы оценки
Методологической базой для оценки объектов интеллектуальной собственности выступают такие принципы ценообразования как:
- учет в комплексе трех групп обстоятельств: издержки по производству, ценность продукта для конечного покупателя, влияние конкуренции на рынок интеллектуальных продуктов;
- учет только релевантных издержек, то есть расходов, размер которых напрямую зависит от реализации объектов интеллектуальной собственности;
- учет факторов, которыми определяется чувствительность покупателей к ценам на объекты интеллектуальной собственности.
Важным фактором для оценки качества объектов интеллектуальной собственности выступает их информационное обеспечение.
В ходе оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности принимаются во внимание такие документы как патенты или свидетельства, лицензионные договоры, формально закрепленные ноу-хау, а также заявки других лиц и решения государственных органов по вопросам объектов интеллектуальной собственности.
Виды оценки
Оценка стоимости объектов может определяться исходя из затрат на их приобретение и восстановление, размера стоимости объекта в соотношении с его потреблением.
К видам такой оценки относятся:
- балансовая (то есть первоначальная) стоимость – это стоимость объекта, которая равняется фактическим затратам на его покупку (создание). Цена определяется в момент создания (покупки) объекта;
- инвестиционная – это стоимость инвестиционных ресурсов для инвестора, когда инвестиции по объекту интеллектуальной собственности направляются на обучение специалистов, приобретение лицензий, проведение теоретических разработок и др.;
- потребительская – это стоимость, которую имеет определенный объект для пользователя, с позиции его способности удовлетворить потребности этого пользователя;
- рыночная стоимость – это расчетная сумма, по которой вероятнее всего продавец объект продаст, а покупатель – приобретет.
В ходе оценки соблюдаются определенные условия:
- Во-первых, стороны сделки должны быть осведомлены о ценах на рынке для аналогичных товаров и действуют компетентно, добровольно и полностью добросовестно.
- Во-вторых, объект для оценки представляется продавцом публичным способом (офертой) на открытом и свободном рынке. В-третьих, продавец и покупатель обладают достаточным временем для выбора, а на продавца не могут быть наложены дополнительные обязанности, передачи объекта (товара, услуги), также как и на покупателя не налагаются дополнительных обязанностей, кроме как принять объект и уплатить за него заявленную продавцом сумму.