Значение нематериальных активов предприятия
В современных условия рыночной модели хозяйствования, эффективное использование всей совокупности активов становится основополагающим фактором, влияющим на выраженный в конкретных суммах прибыли коммерческий успех предприятия.
В этой связи изучение вопросов связанных с такой составляющей имущества организации как нематериальные активы, приобретает особенную значимость. В современной доктрине гражданского права и экономической необходимо уделять повышенное внимание развитию теории нематериальных активов, путем, в том числе, совершенствования подходов к определению соответствующей категории, выяснению места интеллектуальной собственности в рассматриваемой группе активов, а также изучения особенностей их функционирования.
Понятие и признаки нематериальных активов. Соотношение с объектами интеллектуальной собственности
В условиях отсутствия единообразного подхода к пониманию конструкции нематериальных активов в отечественных и международных источниках правового регулирования, следует остановиться на некоторых общепризнанных признаках рассматриваемой категории, для целей уяснения ее содержания и выяснения соотношения нематериальных активов организации и объектов интеллектуальной собственности:
Во-первых, в отечественной правовой и экономической науке признается тот факт, что нематериальные активы предприятия представляют собой материальное отражение совокупности находящихся в обладании предприятия объектов интеллектуальной собственности, то есть результатов творческой интеллектуальной деятельности, либо приравненных к ним по правовому режиму средствам индивидуализации.
Следует обратить внимание не особую значимость средств индивидуализации, как одного из элементов активов предприятия, в связи с тем, что они представляют собой так называемые маркетинговые обозначений, значение которых состоит в индивидуализации товаров, работ или услуг, соответственно производимых, выполняемых или оказываемых субъектами гражданского оборота, как правило одновременно выступающими субъектами предпринимательской деятельности.
Во-вторых, перечень конкретных объектов интеллектуальной собственности выступающих нематериальными активами организации в нашей стране является исчерпывающим и утвержден законодательно в ст.1225 ГК РФ. Иными словами, не могут признаваться нематериальными активами любые иные элементы, помимо включенных в вышеназванные перечень, даже в том случае, когда они не имея материального характера обладают определенной материальной ценностью, и даже имеют признаки происхождения творческого характера.
В-третьих, составляющие нематериальные активы объекты интеллектуальной собственности должны отвечать всем требованиям предъявляемым действующим гражданским законодательством, то есть:
- Носить идеальный характер;
- Иметь объективно выраженную форму;
- Отвечать требованиям новизны и уникальности;
- Быть результатом творческой деятельности человека.
В-четвертых, факт принадлежности исключительных прав на интеллектуальную собственность к группе имущественных прав, позволяет справедливо относить нематериальные активы к части имущества организации, задействованного в хозяйственном обороте и получении экономической выгоды.
Таким образом, исходя из вышеназванных признаков, можно определить нематериальные активы, указав на их соотношение с объектами интеллектуальной собственности следующим образом:
Нематериальные активы представляют собой определенную группу активов, основное содержание которых представлено входящими в установленный законодательно, закрытый перечень объектов интеллектуальной собственности, способных самостоятельно находясь в гражданском обороте, приносить экономическую выгоду, отчуждаться временно и бессрочно, функционируя на протяжении длительного промежутка времени, не имея при этом физического содержания.