Понятие и признаки актов применения правовых норм
Акт применения правовых норм – это официальный правовой акт, обладающий индивидуальным государственно-властным предписанием, которое вынесено уполномоченным органом по определенному юридическому делу.
Структура акта применения правовых норм: вводная часть, содержащая наименование правоприменительного акта (постановление, распоряжение, приказ и др.), название органа, время издания, данные должностного лица, которым был издан акт, конкретный адрес предприятия; описательная часть (в ней представляются фактические обстоятельства дела, перечислены собранные доказательства, мотивировочная часть, где обосновано принятое решение); резолютивная часть (содержание принятого решения, информация о порядке его обжалования).
Признаки правоприменительных актов:
- принимаются должностными лицами или компетентными органами в строгом соответствии с законодательством;
- охраняются принудительной государственной силой и обладают государственно-властным характером - являются обязательными для исполнения, определены государства (или действуют с согласия общественных организаций и объединений, муниципальных органов, иных структур и образований;
- характеризуются индивидуально-определенной природой, относятся к конкретным лицам (приказ об увольнении, приговор суда, указ о награждении и др.);
- обладают точным наименованием и установленной законом формой;
- не содержат в себе общего правила поведения (правовой нормы), не являются формой и источником права, основная цель – применение норм права
- выступают в виде юридических фактов, определяющих конкретные правоотношения между лицами, применяющими нормы права;
- осуществляют казуальное, или локальное правовое регулирование, конкретизируют общие предписания;
- ограничиваются однократным применением, не распространяются на другие ситуации и объекты;
- прекращают действие после едино разового применения;
- характеризуются государственным принуждением.
Правоприменительные акты могут быть обжалованы в суде в установленные законодательством сроки. Подача жалобы ведет к приостановке действия акта до решения вопроса. Правоприменительные акты обеспечивают применение юридических норм к конкретным лицам, но не создавать новые нормы, не дополнять или изменять старые. Не все официальные документы являются правоприменительными актами. К ним не относятся доверенности, справки, квитанции, платежные поручения, накладные, грамоты, дипломы, аттестаты, удостоверения личности и т.д. Такие документы выполняют роль технико-операционных средств служебных взаимоотношений между организациями и гражданами.
Некоторые правовые акты содержат признаки индивидуальной определенности, а также черты нормативности.
Общие и отличительные черты актов применения правовых норм и нормативно-правовых актов
Общие черты актов применения правовых норм с нормативно-правовыми актами: исходят от государства, так, и те, и другие: являются письменными актами-документами; обладают юридической силой, то есть защищаются государством и порождают правовые последствия.
Отличия от нормативно-правовых актов: правоприменительные акты принимаются на основе нормативных, должны им соответствовать; не являются источниками права; не содержат общих правил поведения, конкретизируют нормы права, которые содержаться в нормативно-правовых актах; применяются к конкретному событию, случаю, индивидуальной ситуации; обращены к конкретно установленному кругу лиц; рассчитаны на однократное применение; могут выражаться в устной или письменной форме; выступают в качестве юридических фактов.
Акты применения норм права должны полностью отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.
Виды актов применения правовых норм
Акты применения правовых норм можно классифицировать по разным основаниям:
- по субъектам, которые применяют нормы права – акты государственных и негосударственных (муниципальных) органов;
- по юридическому значению – основные, вспомогательные, имеющие предписания для издания основных актов; правоохранительные, правовосстановительные, правоисполнительные, правообеспечительные;
- по форме внешнего выражения – приказы, указы, решения, приговоры и т.д.;
- по отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования) - (конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, финансовые, акты применения процессуального и материального права);
- по предмету правового регулирования - гражданско-правовые, уголовно- правовые и т.д.;
- по функциональному признаку (правоприменительные акты, акты-регламентаторы);
- по способу принятия (принятые единолично, принятые коллегиально);
- в зависимости от природы общественных отношений, применяемых к ним норм права (регулятивные, охранительные);
- по характеру решения (обязывающие, запрещающие, управомочивающие; материальные и процессуальные);
- по последствиям – правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;
- в зависимости от действия во времени (однократного действия – штраф, длящиеся акты – назначение пенсии, регистрация брака).
Правоприменительные акты подразделяются по форме внешнего выражения на: акты-документы (указы, приговоры, решения, резолюции, постановления и др.); акты-действия (конклюдентные, или жесты, словесные - устные распоряжения).
В зависимости от субъектов, различают следующие правоприменительные акты: акты представительных органов; акты исполнительных органов; акты государственного контроля (таможенного органа, налоговой инспекции и др.); акты органов местного самоуправления; акты прокурорских, судебных, контрольных, следственных органов.
Часто названия актов применения правовых норм совпадают с названиями нормативных актов. Необходимо, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.