Общая характеристика государственной адвокатуры
По общему правилу, отраженному в юридической доктрине и действующем законодательстве РФ, адвокатура прямо признается институтом гражданского общества, организация и деятельность которого осуществляется в отрыве от органов государственной власти. Обозначенный признак выступает ключевым инструментом обеспечения независимости адвокатов, и предупреждения давления на соответствующих лиц со стороны государственно-властных органов.
Обозначенная обособленность адвокатуры от государства связывается также с экономической самостоятельностью адвокатского сообщества, поскольку его финансирование осуществляется не за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а за счет гонораров, получаемых от физических и юридических лиц в качестве платы за оказываемые юридические услуги.
Однако из обозначенного правила существуют исключения, связанные с тем, что государство гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи и защиту собственных интересов в юрисдикционных органах государственной власти. При этом ввиду объективного отсутствия у отдельных категорий лиц возможность получать соответствующие услуги на возмездной основе, действующим законодательством предусмотрен механизм участия в процессе адвокатов по назначению, которые, с определенной долей условности, в некоторых случаях именуются государственной адвокатурой.
В этой связи следует отметить, что участие адвокатов в судебно-юрисдикционной деятельности по назначению органов предварительного расследования или суда, выступает важной составляющей адвокатской деятельности и функционирования института адвокатуры в нашей стране. Обозначенное обстоятельство обуславливает интерес ученых и объективную необходимость изучения свойств и особенностей рассматриваемого направления адвокатской деятельности.
Правовое регулирование участия в деле адвокатов по назначению
С учетом того, что институт адвокатов по назначению является важнейшей гарантией реализации конституционных прав граждан, в действующем внутригосударственном законодательстве и международном праве, регулированию вопросов деятельности соответствующих адвокатов уделено большое внимание.
Основой участия рассматриваемой категории адвокатов в уголовных делах, в настоящее время выступает норма ст. 16 УПК, устанавливающей обязанность должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, в законодательно установленных случаях, обеспечивать обязательное участие защитника лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении уголовно-наказуемого деяния. При этом особо подчеркивается, что в обозначенных случаях, предусмотренных действующим законодательством, привлечение защитника осуществляется на безвозмездной для подозреваемого (обвиняемого) основе.
Детализируя обозначенное правило, законодатель в последующих статьях Уголовно-процессуального кодекса отмечает, заявленный подозреваемым или обвиняемым отказ от защитника, не лишает права ходатайствовать о допуске такового в процесс в будущем.
Проводя характеристику правового регулирования участия в деле адвокатов по назначению, следует обратить внимание на то, что соответствующее участие не ограничивается пределами уголовно-процессуальной деятельности. Так, действующая редакция ст. 50 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает ситуацию, при которой суд по своему усмотрению может привлечь адвоката в процесс.
Так, например, помимо прочего, в качестве ситуации, при которой действующим законодательством признается необходимым обязательное участие адвоката в гражданском судопроизводстве, в случае отсутствия ответчика, место жительства которого неизвестно, а равно в случае отсутствия иного представителя у такого ответчика.
Наряду с положениями процессуального законодательства, на упорядочение деятельности адвокатов по назначению направлены отдельные нормы федерального законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.
В частности, соответствующим специальным законом установлена обязанность адвоката исполнять требования об обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, при наличии требуемого назначения со стороны органов предварительного расследования (дознавателей или следователей). При этом в рамках соответствующего участия адвокат в равной степени должен соблюдать кодекс профессиональной этики, и исполнять решения федеральной и региональной палаты адвокатов, под угрозой применения установленных мер ответственности.
Оплата услуг адвоката по назначению
Как было отмечено выше, основным признаком деятельности адвокатов, которых с определенной долей условности (и не в полной мере правомерно), в литературе и периодических изданиях называют государственными, выступают то, что их услуги предоставляются обвиняемым, подозреваемым или ответчикам, в установленных случаях, на безвозмездной основе.
Однако обозначенный признак не означает, что адвокаты не получают никакой платы за соответствующую деятельность, что было бы, по меньшей мере несправедливым по отношению к ним самим. Действующим законодательством предусматривается, что соответствующее бремя оплаты услуг адвокатов в рассматриваемых случаях, возлагается на федеральных бюджет.
Так, в частности, установлено, что за счет средств федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации подлежат оплате следующие услуги адвоката:
- Ознакомление и изучение материалов уголовного дела, находящегося на рассмотрении в судебных органах, а также формирование юридически обоснованной линии защиты прав и законных интересов обвиняемого;
- Работа адвоката, связанная с необходимостью в рамках ведения дела выезда за пределы населенного пункта, в котором адвокат постоянно проживает;
- Работы в судах при рассмотрении гражданских дел, при назначении обязательного представителя ответчика.