Общая характеристика соотношения адвокатуры и государственной власти
Несмотря на то, что применительно к характеристике адвокатуры в настоящее время на законодательном уровне закреплен ее независимый характер, и отграничение от системы органов государственной власти и местного самоуправления, необходимо обратить внимание на достаточно высокую актуальность вопроса о соотношении адвокатуры и власти.
В числе причин повышенного интереса исследователей к обозначенному вопросу, с одной стороны, выступает то, что находясь в государстве по целому ряду причин невозможно быть абсолютно независимым от него, а с другой – деятельность адвокатуры сама по себе носит публично-правовой характер и во многом сопряжена с функционированием юрисдикционных органов государственной власти, так как, в том числе, обеспечивает состязательность уголовно-процессуальной деятельности, состязательность судебного разбирательства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по гражданским спорам, и т.д.
Иными словами, соотношение адвокатуры и власти в некотором смысле можно характеризовать как способ ограничения последней со стороны институтов гражданского общества, целью которого выступает полноценная, качественная и эффективная защита гражданами и их объединениями прав, свобод и законных интересов.
При этом следует обратить внимание на то, что обозначенное положение адвокатуры было присуще ей не всегда – в советское время адвокатура в силу прямого нормативно-правового указания была отнесена к числу элементов системы правоохранительных органов, в связи с чем, ее задачи во многом совпадали с задачами прокуратуры, суда, а в некоторых аспектах – даже следственных органов, поскольку основной целью организации и деятельности адвокатуры признавалась охрана социалистических правоотношений.
В настоящее время, на уровне внутригосударственного правового регулирования подобное сближение адвокатуры и власти устранено, провозглашена их независимость друг от друга. Кроме того, большое значение в на современном этапе придается стандартам взаимоотношения адвокатуры и государственной власти, предусматриваемым на уровне международно-правового регулирования.
Надгосударственное регулирование вопросов взаимодействия адвокатуры и власти
Как известно, в силу непосредственного конституционного указания общепризнанные принципы и нормы международного права признаются в настоящее время в качестве составного элемента отечественной правовой системы. Однако детальный анализ соответствия действующего внутригосударственного законодательства РФ об адвокатской деятельности и адвокатуре позволяет сделать вывод о том, что многие ключевые международно-правовые соглашения в рассматриваемой сфере по-прежнему не ратифицированы.
В этой связи, отечественная адвокатура в некоторым смысле функционирует вне связи с международными стандартами и принципами в соответствующей области, в числе которых могут быть названы:
- Принципы о роли юристов, разработанные и утвержденные на базе Организации Объединенных Наций, в содержании которых, в частности, обнаруживается обязанность государств не только признавать, но и обеспечивать конфиденциальность любого рода взаимодействия (в том числе в сфере консультирования) между юристами (адвокатами) и их клиентами;
- Стандарты независимости юридической профессии, разработанные и утвержденные Международной ассоциацией юристов. В данном документе важное значение также придается вопросам конфиденциальности юридической помощи, а также обеспечению действительной независимости адвокатов в процессе ведения дел;
- Кодекс поведения юристов в ЕС 1998 г. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что в нем преимущественно говорить не о соотношении адвокатуры и государственной власти, а о взаимодействии адвокатов со своими доверителями. Тем не менее, в нем подчеркивается обязанность государства содействовать адвокатами в практической реализации требований обозначенного Кодекса и т. д.
Таким образом, исходя из анализа приведенных документов (перечень которых является открытым), представляется целесообразным сделать вывод о том, что на уровне современного международно-правового регулирования значительная роль отводится установлению надгосударственных стандартов оказания правовой помощи, обязанность по содействию в реализации которых возлагается на государства-участники мирового сообщества.
Пределы вмешательства государственной власти в деятельность адвокатуры
Общая характеристика вопроса о границах и пределах вмешательства государственной власти в деятельность адвокатуры сопряжена с обозначенным выше тезисом об отнесении в настоящее время адвокатуры не к числу правоохранительных органов, а к числу самостоятельных институтов гражданского общества.
В этой связи, в отличие от положения дел в рассматриваемой сфере в период советской власти, когда на государство возлагалась обязанность осуществлять контрольно-надзорные полномочия в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры, на современном этапе развития российской государственности, РФ обязуется обеспечивать законодательно закрепленные гарантии независимости адвокатуры.
Именно из обозначенного концептуального правила вытекает вся основа адвокатской деятельности и адвокатуры в РФ.
Таким образом, с учетом обозначенных свойств и особенностей, пределы вмешательства государственной власти в деятельность адвокатуры ограничиваются выполнением следующих полномочий:
- Ведение региональных реестров лиц, имеющих статус адвоката и адвокатских образований, для целей унификации учета в соответствующей сфере;
- Участие в проведении квалификационных экзаменов, как условие обеспечение высокого уровня профессионализма адвокатов, для реализации конституционной гарантии граждан на получение квалифицированной юридической помощи;
- Законодательное установление основ организации адвокатских образований.