Сущность понятия «судопроизводство»
Административное судопроизводство – это изучение и рассмотрение в судебном порядке дел, связанных с совершением административных правонарушений, в порядке, который установлен нормами действующих административно-процессуальных законодательных и нормативно-правовых актов.
Среди признаков административного судопроизводства на сегодняшний день можно выделить следующие:
- в рамках такого судопроизводства рассматриваются споры, связанные с нарушением законных частных и публичных интересов. Подобные разбирательства носят название административных дел;
- наиболее важной на сегодняшний день функцией административного судопроизводства можно назвать восстановление нарушенных представителями государственной власти (в лице должностных лиц и органов власти) прав, а также законных интересов частных и юридических лиц;
- в рамках административного судопроизводства, при разрешении соответствующего спора во всех случаях в качестве одной из сторон спора выступает должностное лицо или представитель органов государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, а в качестве второй – физическое лицо или хозяйствующий субъект, индивидуальный предприниматель;
- принятый судебный порядок в рамках административного производства дает возможность учитывать как частные, так и публичные интересы, не игнорируя при этом основные принципы юстиции;
- основной целью административного производства можно назвать защиту прав, а также свобод от противоправных деяний, совершаемых представителями органов государственной власти.
Среди основополагающих принципов производства по делам, связанным с совершением административных правонарушений, можно выделить следующие:
- демократизм;
- применение презумпции невинности;
- законность;
- действие законодательства как во времени, так и в пространстве;
- единый язык реализуемого производства.
Принцип законности подразумевает, что реализуемое производство, связанное с совершением административных правонарушений, требует обязательного совершения процедур, которые предусмотрены положениями действующих нормативно-правовых и законодательных актов, что способствует обеспечению надлежащего результата. Принцип единого языка, который также получил название принципа государственного языка, определяет, что производство по делам, связанным с совершением административных правонарушений, должно осуществляться исключительно на русском языке, однако, в случае участия в таком производство лиц, не владеющим в достаточной мере русским языком, обязательно присутствие переводчика. Также в рамках административного производства лицу, которое привлекается к ответственности, должно быть обеспечено право на защиту, что подразумевает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивании собственных законных интересов.
Особенности административного судопроизводства в арбитражном процессе
В соответствии с действующей редакции Конституции ПФ арбитражные суды как и конституционные суды, суды общей юрисдикции наделены полномочиями осуществления правосудия. Несмотря на то, что в рамках статьи 118 Конституции РФ не приводится перечень видов судопроизводств, реализуемых тем или иным судом, положения статей 125, 127, 128 Конституции РФ регламентируют законность судопроизводства в арбитражных судах.
К делам, которые возникают в рамках административных, а также прочих публичных правоотношений и рассматриваются в арбитражном процессе, можно отнести:
- дела, связанные с оспариванием действующих законодательных и нормативно-правовых актов, которые каким-либо образом затрагивают права, а также законные интересы заявителя в области коммерческой деятельности (в том числе в рамках осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем);
- дела, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, различного рода принятых решений и деяний органов государственной власти и должностных лиц на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, наделенных федеральным законом соответствующими полномочиями, в случае, если они каким-либо образом затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере коммерческой деятельности (в том числе в рамках осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем), если рассмотрение таких дел согласно положений федерального законодательства отнесено к компетенции арбитражного суда ;
- дела, связанные с совершением административных правонарушений, в случае, если согласно положениям федерального законодательства их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- дела о взыскании с частных и юридических лиц, реализующих предпринимательскую и прочую экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций;
- прочие дела, которые могут возникать на основании административных и прочих правоотношений публичного характера.
На современном этапе развития для всех видов административного производства и судопроизводства характерны общие процессуальные особенности, среди которых можно выделить мледующие аспекты:
- объектом рассмотрения выступают публично-правовые отношения, которым присущ императивный характера, а также одной из сторон спора является государственный орган власти или же должностное лицо;
- судебным органом власти разрешается конфликт административного (публичного) характера, который основан на реализации властных полномочий органов власти или должностных лиц;
- в рамках такого судопроизводства не могут быть использованы такие характерные для гражданского спора институты арбитражного процессуального права, как иск, встречный иск, третьи лица и т. д.;
- дело не может быть передано на разрешение третейского суда;
- мировое соглашение возможно только по некоторым спорам.