Сущность понятия «административное расследование»
Административное расследование – это комплекс действий процессуального характера, которые необходимо осуществить для получения информации, а также дополнительной материалов, необходимых для корректного и справедливого разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Среди этапов административного расследования в соответствии с действующим законодательством можно выделить:
- Возбуждение дела и непосредственно принятие решения о начале такого расследования.
- Установление фактических обстоятельств.
- Документальное оформление результатов расследования.
- Направление материалов дела для рассмотрения.
Среди процедур установления фактических обстоятельств можно выделить следующие:
- объяснение лиц, принимавших участи в административном правонарушении;
- назначение независимой экспертизы;
- отбор в необходимом количестве проб и образцов;
- показания специальных технических средств;
- направление необходимых запросов и получение;
- истребование информации;
- осмотр в случае необходимости помещений, а также территорий.
Следует отметить, что срок проведения административных расследований не может превышать тридцати дней с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительном порядке данный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится административное дело, может быть продлен.
В определении о возбуждения дела о нарушении норм КОАП РФ в обязательном порядке должны быть указаны:
- дата и место составления такого определения;
- должность, ФИО лица, которым такое определение было составлено;
- повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
- сведений, которые указывают на наличие события административного правонарушения;
- статья КоАП РФ либо норма другого закона субъекта РФ, в рамках которой предусматривается административная ответственность за подобное правонарушение.
При вынесении данного процессуального документа частному лицу, либо законному представителю компании, в отношении которых оно выносится, а также прочим участникам производства по делу об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством должны быть разъяснены их права и обязанности, что указывается неродственно в определении.
Необходимо отметить, что копия определения о возбуждении дела и осуществлении административного расследования должна быть выдана под расписку в течение суток после его составления частному лицу, либо законному представителю компании, в отношении которых оно выносится.
На сегодняшний день административное расследование может проводиться в случае выявления административных правонарушений в некоторых сферах действующего законодательства, а также при необходимости осуществления экспертизы, а также проведения прочих действий процессуального характера, которые требуют большого количества временных затрат.
Решение об осуществлении административного расследования должно приниматься одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении. Данное решение может быть принято следующими лицами:
- должностным лицом, которое уполномочено в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ оформлять протокол об административном правонарушении непосредственно в форме определения;
- прокурором в форме постановления, выносимого сразу же после выявления факта совершения правонарушения административного законодательства.
По окончании административного законодательства в обязательно порядке должен быть составлен протокол об административном правонарушении или же вынесено постановление о прекращении дела.
Особенности административного расследования
Начало административного расследования, определенные мероприятия, которые осуществляются в ходе него, а также результат такого расследования фиксируются определенными документами, аналогично результатам уголовного расследования.
Административное расследование должно проводиться по месту совершения или выявления нарушения действующего административного законодательства. В то же время предварительное расследование в уголовном процессе, как правило, осуществляется по месту совершения преступного деяния. Однако, в рамках норм УПК РФ установлено большое число исключений из данного правила, в отличии от норм КОАП РФ.
Следует отметить, что на сегодняшний день отличаются и признаки процесса административного расследования от признаков процесса уголовного расследования, что связано с существующими различиями в методах и принципах уголовного и административного процесса.
В первую очередь отличия состоят в форме, под которой понимают комплекс отличительных признаков, которые в полной мере характеризуют порядок осуществления действия. Так, например, нормы КОАП РФ не регламентируют форму административного расследования, в то время как в рамках норм УПК РФ выделяются конкретные формы осуществления расследования.
Как было отмечено ранее, срок проведения административного расследования ограничен одним месяцам, а в исключительных случаях может быть продлен до шести месяцев (например, в рамках расследования дела о нарушении таможенных правил). В то же время срок расследования в рамках уголовного судопроизводства в зависимости от формы может быть от тридцати дней до двенадцати месяцев, а в исключительных случаях может быть продлен неограниченное количество раз.
Если говорить о субъектном составе, то административное расследование осуществляют должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении в то время, как уголовное расследование осуществляется специальными должностными лицами - следователями и дознавателями.