Что такое административное правонарушение?
Административное правонарушение – это деяния, выражающиеся как в действии, так и в бездействии, которые характеризуются противоправностью, наличием вины частного или юридического лица (организации), за которые в соответствии с нормами КОАП РФ предусмотрена соответствующая ответственность.
Под составом административного правонарушения на сегодняшний день понимают комплекс установленных на законодательном уровне признаков субъективного и объективного характера, которые характеризуют то или иное действие в качестве административного правонарушения.
На современном этапе развития права административное правонарушение можно охарактеризовать четырьмя признаками, а именно
- вредностью для общества и государства,
- противоправностью,
- наличием вины,
- наказуемостью.
Рассмотрим эти признаки подробнее.
Под вредностью для общества и государства того или иного действия или бездействия понимают тот факт, что оно причиняет или создает потенциальную угрозу причинения вреда административно-правовой охраны.
Под противоправностью понимают, что действие или бездействие в соответствии с действующим законодательными и нормативными актами запрещено административно-правовыми нормами. Также данный признак указывает на абсолютную недопустимость применения аналогии закона, что в полной мере содействует укреплению законности, а также исключает потенциальную возможность привлечения к административной ответственности за деяния, которые не предусмотрены действующим законодательством в сфере административного праворегулирования.
Под виной понимают психическое отношение лица к совершенному действию или бездействию, а также его последствиям, в виде умысла или неосторожности.
Сущность наказуемости заключается в том, что исключительно то деяние может рассматриваться в качестве административного правонарушения, за совершение которого установлена административная ответственность.
Основание административной ответственности
В качестве основания для возникновения административной ответственности следует рассматривать административное правонарушение.
Следует отметить, что от преступления административное правонарушения согласно действующего законодательства отличается меньшей степенью вредности и опасности для общества и государства. Административная ответственность может наступать за совершение правонарушений исключительно в том случае, если по своему характеру они не влекут за собой ответственности в соответствии с уголовным законодательством.
Административное правонарушение, которое рассматривают в качестве основания для возникновения административной ответственности, характеризуется определенным юридическим составов, т.е. определенными составляющими, при наличии которых потенциально возможно наступление административной ответственности и применение соответствующего административного взыскания. В рамках состава административного правонарушения на сегодняшний день выделяют объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Под объектом административного проступка понимают то, на что такое правонарушение посягает. Любое административное правонарушение причиняет вред либо создает угрозу его причинения обществу и соответствующим отношениям, которые и формируют объекты проступка.
Объективную сторону любого административного проступка характеризуют признаки, которые предопределяют акт внешнего поведения правонарушителя. К ним относятся можно отнести в том числе различного рода действия и бездействия, их опасные и вредные последствия, причинную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями, обстановку, метод, орудия и средства совершения правонарушения.
Необходимо отметить, что основным и обязательным признаком объективной стороны является именно противоправность деяния, так отсутствие подобного признака в полной мере исключает состав любого административного правонарушения. При этом все прочие признаки носят лишь в некоторой мере факультативный характер.
В качестве субъективной стороны любого административного проступка необходимо рассматривать связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам, которым характеризуют субъективную сторону, можно отнести вину, мотив и цель совершения правонарушения.
Вина выступает в качестве главного и обязательного признака субъективной стороны административного проступка. Под виной понимают психическое отношение лица, совершившего проступок, к совершенному им общественно вредному деянию и его последствиям.
Немаловажным является вопрос о таких составляющих состава административного правонарушения как субъекты административного проступка. В соответствии с нормами КоАП РФ субъектами административной ответственности могут быть как частные, так и юридические лица, т.е. хозяйствующие субъекты, коммерческие и некоммерческие организации, различного рода учреждения.
На сегодняшний день к административной ответственности может быть привлечено физическое лицо, которое характеризуется вменяемостью и достигло к моменту совершения правонарушения административного характера возраста шестнадцати лет. Юридическое лицо также может быть признано виновным в совершении подобного правонарушения, если в рамках рассмотрения дела будет установлено, что у такого лица была возможность для соблюдения правил и соответствия нормам, за нарушение которых согласно действующему законодательству предусматривается ответственность административного характера, однако, юридическим лицом не были реализованы все зависящие от него меры для их соблюдения.