Признаки административного правонарушения
В случае совершения определенного проступка, в первую очередь, рассматривается степень его общественной опасности. Cущественное отличие административных правонарушений от преступлений заключаются в том, что ими не причиняется значительный вред.
Административному правонарушению характерны определенные признаки:
- Факт совершения действия или бездействия субъектом правонарушения;
- Деяние юридического или физического лица;
- Административная противоправность;
- Антиобщественность деяния.
- Противоправность выражается в совершении деяния, которое нарушает нормы административной и иных отраслей права, охраняющихся установленными мерами.
- Виновность. Закон рассматривает деяние, которое совершено лицом как административное правонарушение только в случае, когда присутствует вина конкретного лица.
- Наказуемость. Административными правонарушениями признаются исключительно деяние, за которые предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение всегда является противоправным, нарушающим нормы действующего на момент совершения действия административного законодательства («Особенная часть» КоАП).
В том случае, когда деяние противоправным не является, оно не может образовывать административного правонарушения, а значит, и повлечь за собой административную ответственность. Противоправность деяния – это основной критерий административного правонарушения, его вторичный, производный правовой критерий заключается в оценке последствий.
Особенности возбуждения дела об административном правонарушении
Квалификация административного правонарушения производится вне зависимости от вредоносности деяния, но в случаях, которые предусматривает Особенная часть КоАП, квалификация правонарушения возможна исключительно при наличии факта причинения ущерба или вреда.
Административное правонарушение может совершаться только виновно. Виновность заключается в том, что данное деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения.
Вина, по своей сути, заключается в психическом отношении правонарушителя к совершенному деянию. Признание лица виновным подразумевает, что установлен тот факт, что правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.
В ст. 2.2 КоАП РФ разъясняются данные формы вины. Согласно указанной статье, правонарушение признается умышленно совершенным в случаях, когда лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), а также предвидело вредные последствия и желало их наступления, допускало их сознательно или относилось к ним безразлично. Совершение правонарушения по неосторожности предполагает, что совершившее его лицо, без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было их предвидеть. При отсутствии вины административная ответственность применению не подлежит, такая норма закреплена в ч. 1 ст. 1.5 КоАП.
Административная наказуемость в качестве признака административного правонарушения заключается в том, что за совершение противоправного деяния установлено административное наказание. Для каждого вида правонарушения имеется определенный вид санкции.
Еще один признак административного правонарушения заключается в общественной опасности, в связи с тем, что противоправные деяния в области административного права являются для общества опасными. Имеет место причинение вреда конституционно закрепленным и иным интересам (личность, общество, государство).
На сегодняшний день, ключевые усилия по борьбе с правонарушениями имеют направленность на профилактику и устранение причин, которые их порождают. Тем не менее, возможность использования правовых санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение не исключается.
Основание применения наказания и возбуждения дела об административном правонарушении – это наличие в совершенных деяниях административного проступка. По этой причине осуществление юрисдикции не представляется возможным в отсутствии глубоких знаний относительно понятия административного правонарушения, которые помогают правильным образом квалифицировать административные правонарушения, принимать решения по таким делам, отвечающие принципам законности, охране прав и интересов отдельных граждан, а также общества и государства.