Что такое административное право?
Административное право – это одна из отраслей российской правовой системы; комплекс норм юридического характера, которые регламентируют общественные отношения, возникающие в ходе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.
Среди специфичных признаков отрасли административного права на сегодняшний день можно выделить следующие:
- Данная отрасль является одной из наиболее важных отраслей публичного права;
- Имеет предмет правового регулирования, под которым понимают управленческие отношения, которые возникает в области государственного управления, а также прочих аналогичных сферах;
- Имеет особенный способ правового регулирования;
- Характеризуется внутренней согласованностью, состоит из нескольких составляющих, тесно связанных между собой;
- Имеет особое внешнее выражение, которое закрепляет в конкретных формах-источниках.
Отношения общественного характера, а также управленческие отношения, которые могут возникать, изменяться, а также прекращаться в различных сферах общественной жизни представляют собой предмет административного права. Для предмета данной отрасли права характерна динамичность. Некоторые виды отношений, например, таможенные в сфере муниципального управления, на сегодняшний день выступают в качестве предмета правового регулирования таможенного, муниципального права, что в большей части связано с возникновение новых отраслей в российской правовой системе. В то же время некоторые группы иных правоотношений представляют предмет административного права, что является результатом систематизации норм.
На сегодняшний день управленческие отношения, которые регламентируются нормами административного права могут быть классифицированы по различным признакам.
Так, по субъектному признаку можно выделить следующие виды отношений:
- Вертикальные отношения, которые представляют собой отношения между соподчиненными субъектами государственного управления;
- Горизонтальные отношения, возникающие между субъектами государственного управления, для которых не характерно соподчинения;
- Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и исполнительными органами власти муниципалитетов;
- Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и различного рода общественными организациями, объединениями;
- Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и государственными служащими;
- Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и частными лицами;
- Отношения, которые могут возникать между субъектами исполнительной ветви власти и прочими субъектами.
По признаку государственно-территориального устройства можно выделить следующие виды управленческих отношений:
- Отношения, которые возникают между центральными органами исполнительной власти федерального уровня и исполнительными органами субъектов РФ;
- Отношения, которые возникают между центральными между органами исполнительной власти субъектов РФ;
- Отношения, которые возникают между органами исполнительной власти субъектов и исполнительными органами муниципалитетов.
Особенности административного права
На сегодняшний день административное право оказывает особое воздействие на общественные отношения, в частности, административное право:
- регламентирует правоотношения во всех областях общественной жизни, в экономике, в социально-культурной области и т.д.;
- предопределяет систему, а также структур органов власти, которые привлекаются для участия в общественных отношениях;
- утверждает основные правила поведения граждан, должностных лиц, хозяйствующих субъектов, а также прочих субъектов административного права.
Следует отметить, что в административном праве за нарушение установленных на законодательном уровне правил предусматривается наступление административной ответственности, а также в обязательном порядке закрепляется порядок привлечения к такой ответственности, порядок обжалования решений и т. д.
Комплекс различного рода предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия представляет собой метод административного права.
Среди особенностей метода административного права на сегодняшний день можно выделить:
- Данный метод представляет собой некоторое соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
- Для данного метода в основном свойственны правовые инструменты распорядительного типа;
- Данный метод представляет собой волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
- Использование метода административного права не исключает применения различного рода диспозитивных средств.
Среди наиболее распространенных методов административного права на современном этапе развития можно выделить следующие:
- Метод власти-подчинения, в соответствии с которым один участник административных правоотношений в обязательном порядке должен подчиняться другому, а второй реализует управление первым и имеет право выдавать ему указания, обязательные для исполнения;
- Метод рекомендации, в рамках которого указаний обязательного характера не дается, но при этом предлагается вариант поведения, который является наиболее благоприятным для данной ситуации;
- Метод согласования, свойственный для субъектов, для которых нехарактерны отношения соподчинения, но при этом такие субъекты не являются равноправными (например, отношения возникающие в рамках согласования порядка работы между несколькими органами государственной власти);
- Метод дозволения, под которым на сегодняшний день понимают юридическое разрешение совершать в условиях, которые предусмотрены нормами административного права, различного рода действия либо воздержаться от их совершения;
- Метод запрета, под которыми понимают возложение прямой непосредственно обязанности не реализовывать какие-либо действия при определенных условиях.