Уклонение лица от исполнения обязанностей, связанных с применением административного надзора, может быть квалифицировано как административное правонарушение или преступление.
Уклонение от надзора было криминализировано Федеральным законом от 06.04.2011 № 66-ФЗ одновременно с принятием Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Объект и объективная сторона уклонения от надзора
Данное преступление направлено против интересов правосудия. Нарушая ограничения и обязанности, поднадзорное лицо демонстрирует пренебрежение к судебному решению.
Объективную сторону данного преступления образуют два самостоятельных деяния (ни один из них не является квалифицированным): неприбытие к месту жительства и самовольное его оставление.
Неприбытием к месту жительства признается:
- собственно неприбытие к тому месту жительства (пребывания), которое было избрано поднадзорным лицом, в срок, установленный администрацией исправительного учреждения
- неявка для постановки на учет в органе внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к месту жительства (данное деяние приравнено к неприбытию Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»).
Уважительными причинами неприбытия могут быть признаны жизненные обстоятельства, препятствовавшие выполнению данной обязанности (чрезвычайная ситуация, отсутствие транспортного сообщения, тяжелое заболевание поднадзорного лица).
Поднадзорное лицо привлекается к ответственности за самовольное оставление места жительства (пребывания), если оно:
- проживает не по месту жительства (пребывания), указанному в решении суда о назначении надзора
- покинуло территорию, установленную судом, не получив разрешение в органе внутренних дел
- не прибыло в место, в которое ему органом внутренних дел разрешен временный выезд
- уклоняется от постановки учет в органе внутренних дел, обслуживающем территорию, на которую ему разрешен временный выезд.
Субъект и субъективная сторона уклонения от надзора
Данное преступление может совершить только лицо, обладающее специальным признаком, – лицо, которому по установленной процедуре назначен административный надзор (как по заявлению исправительного учреждения, так и по заявлению органов внутренних дел). То есть субъект данного преступления – специальный.
Суду при рассмотрении дел по ст. 314.1 УК РФ надлежит установить, имеются ли в отношении обвиняемого судебные акты об установлении либо продлении административного надзора, не прекращен ли надзор (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 21).
Данное преступление может быть совершено только умышленно, как с прямым, так и с косвенным умыслом (в силу указания ч. 2 ст. 24 УК РФ). Обязательным элементом состава ст. 314.1 УК РФ выступает преступная цель – стремление поднадзорного лица уклониться от административного надзора.
О наличии такой цели, как следует из п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 21, могут свидетельствовать обстоятельства, подтверждающие намерение поднадзорного лица воспрепятствовать осуществлению надзора или избежать такого надзора.
Данное преступление в силу ст. 15 УК РФ является преступлением небольшой тяжести, поскольку максимально возможное наказание составляет 1 год лишения свободы.
Стоит помнить, что действия, перечисленные в диспозиции ст. 314.1 УК РФ (неприбытие к избранному месту жительства или самовольное его оставление), могут быть квалифицированы и по ст. 19.24 КоАП РФ, если поднадзорное лицо не преследовало цели уклониться от административного надзора.