Организация – это процесс, деятельность по осуществлению и совершенствованию надзора.
Элементами организации административного надзора являются:
- нормативно-правовая основа
- органы и должностные лица, их полномочия и взаимодействие
- документационное обеспечение.
Правовая основа административного надзора
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
- Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Субъекты, осуществляющие надзор
Основная масса мероприятий по административному надзору возложена на инспекторов подразделений административного надзора и участковых уполномоченных. Однако осуществление надзора и привлечение поднадзорных лиц к ответственности было бы невозможным без участия лиц, содействующих надзору.
Базовым полномочием сотрудников органов внутренних дел является выявление при выполнении своих должностных обязанностей поднадзорных лиц, нарушивших административные ограничения, и их доставление в территориальный орган внутренних дел.
Оперативные дежурные дежурных частей и сотрудники транспортной полиции в рамках административного надзора:
- доводят информацию о привлечении поднадзорных лиц к административной ответственности до сведения органов внутренних дел по месту их жительства
- задерживают лиц, нарушающих режим административного надзора.
Оперативные уполномоченные полиции в рамках административного надзора
- участвуют в наблюдении за поднадзорными лицами
- собирают информацию для установления места нахождения лиц, уклоняющихся от надзора, и осуществляют их розыск.
Документационное обеспечение административного надзора
Основная масса документов административного надзора ведется должностными лицами надзорных подразделений территориальных органов МВД России. Такими документами являются:
- дело административного надзора, к которому приобщаются судебные решения по делу об административном надзоре, подробная информация о поднадзорном лице, материалы, подтверждающие совершение административных правонарушений и пр.)
- маршрутный лист (подтверждает правомерность выезда поднадзорного лица с места жительства и его постановку на учет по месту временного пребывания)
- лист ежемесячных проверок о совершенных правонарушениях
- журнал учета поднадзорных лиц
- сторожевой листок (направляется в подразделения транспортной полиции для уведомления о совершении поднадзорным лицом правонарушений и преступлений).
Участковые уполномоченные полиции в рамках документационного обеспечения надзора заполняют:
- листы учета профилактических мероприятий
- акты посещения поднадзорного лица по месту жительства (пребывания).
Законодательство об административном надзоре предусматривает возможность поднадзорного лица по уважительным причинам покинуть на определенный срок место жительства (пребывания) в заявительном порядке. Это не означает приостановление административного надзора: полномочия по административному надзору на время поручаются сотрудникам полиции по месту пребывания поднадзорного лица.
Взаимодействие органов и должностных лиц в сфере административного надзора
Помимо внутриведомственного взаимодействия, органы внутренних дел сотрудничают с органами исполнения наказания путем обмена информацией о лицах, в отношении которых может быть установлен административный надзор.
Исправительные учреждения также взаимодействуют с органами внутренних дел
- при назначении административного надзора (запрашивают характеристику и иные документы в отношении лица, направляют копию постановления суда об установлении административного надзора)
- при освобождении поднадзорных лиц из мест лишения свободы (вручают предписание о выезде к месту жительства, высылают копию предписания, приговора и характеристику в орган внутренних дел).