Понятие института регистрации и сущность регистрационного производства
Институт регистрации - это неотъемлемая часть государственной функции контроля и надзора, которая возложена в основном на федеральные службы.
Данный вид административного судопроизводства охватывает довольно большой круг отношений, складывающихся в социуме. Стоит отметить, что участниками общественных отношений являются две стороны: органы власти и обычные граждане. Органами власти в общественных отношениях обычно выступают именно исполнительные органы (Например, органы судебной власти). А вторая сторона общественных отношений - это обычные жители страны, какие-то определенные объединения или же юридические лица.
Отношения в обществе разнообразны, они имеют различные цели, задачи и правила, потому что формируются на основе норм и интересов участвующих в них сторон. Благодаря большому разнообразию отношений в социуме и формируется та совокупность правовых актов, которые контролируют и регулируют деятельность институтов регистрации и весь административный процесс. К таким актам можно отнести Гражданский кодекс нашей страны - в его статье 51 говорится о процессе регистрации юридических лиц государством.
Взаимоотношений, которые связаны с процессом регистрации тех или иных субъектов, довольно много, но их объединяет ряд общих свойств, отражающих фундаментальный характер данного вида административного судопроизводства.
Начнем с того, что регистрационное производство абсолютно всегда имеет определенную процедуру принятия того или иного правового акта.
Вообще, государство совершает регистрацию согласно всем имеющимся нормам и правилам, которые действуют на всей территории нашей страны.
Правовой аспект процесса регистрации выражается в том, что после совершения регистрации, например, какой-то конкретной общественной организации, способность распоряжаться правами переходит к конкретному юридическому лицу. Но в то же время, например, какие-то определенные общественные объединения регистрировать совсем необязательно. Но, если регистрация не будет совершена, то общественное объединение не сможет получить те права, которые даются юридическому лицу после государственной регистрации. Получается, что регистрация является диспозитивным явлением, но она сохраняет свои правовые аспекты в том случае, если процесс регистрации будет завершен.
Нужно отметить, что регистрацией могут заниматься только исполнительные органы нашей страны и их различные подразделения. Основная работа в этом направлении ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его местными органами, а также некоторыми другими органами исполнительной власти.
Итак, процесс регистрации можно регулировать с помощью норм и правил административно-процессуального права, так как нормы направлены на осуществление функций, связанных с реализацией конкретных материально-правовых норм различных отраслей: конституционное (государственное) право (например, установление статуса общественных объединений), гражданское право (например, установление статуса недвижимого имущества), административное право (например, установление обязанности отдельных органов исполнительной власти осуществлять процесс регистрации тех или иных правовых актов в Министерстве юстиции нашей страны).
Регистрационное производство, как и другие виды производства, имеет определенные стадии.
Стадии регистрационного производства
Обычно выделяют пять стадий регистрационного производства, к которым относятся:
- начало регистрационного производства;
- осуществление всех необходимых регистрационных процедур, связанных с рассмотрением дела;
- принятие конкретных решений;
- возможное обжалование конкретного принятого решения;
- прерывание процесса государственной регистрации.
Последние два этапа являются необязательными.
Итак, рассмотрим более подробно суть и значение всех этих этапов. Первый этап - это начало регистрационного производства. Данный этап связан с действиями участников регистрационного процесса, которые занимаются подачей и получением всех тех документов, которые обязательны для осуществления государственной регистрации. Стоит отметить, что заявление, составленное правообладателем является основным юридическим фактом, имеющим сложный фактический состав, приводящий к началу процесса регистрации.
Следующим этапом обычно считается осуществление всех необходимых процедур, направленных на наиболее быстрое и качественное рассмотрение конкретного регистрационного дела. Этот этап охватывает абсолютно все действия участников процесса регистрации, которые направлены на исследование всех имеющихся оснований для совершения регистрации. К тому же, на данном этапе еще проводится проверка и тщательная экспертиза, внимательное рассмотрение всех важных документов. Именно на этом этапе становится возможным найти какие-то противоречия, ошибки. Это один из самых важных этапов регистрационного производства.
Само заявление о регистрации прав обычно подается в орган государственной регистрации прав в единственном экземпляре, который обязательно должен быть оригиналом.
Стоит отметить, что именно факт поступления всех необходимых документов на государственную регистрацию считается причиной и веским основанием для того, чтобы начать проводить тщательную проверку и анализ всех имеющихся документов. Проверка документов должна проводиться не больше трех дней после того, как документы были получены. Лицо, которое занимается регистрацией, в обязательном порядке проверяет законность и юридическую силу всех документов. К тому же, именно регистрирующее лицо занимается проверкой правоспособности сторон регистрационного процесса, а также оно контролирует соблюдение всех прав, интересов сторон конкретной регистрационной сделки.
Данная стадия регистрационного процесса плавно переходит в следующую стадию, которая занимается принятием каких-то конкретных решений по тому или иному регистрационному делу. Процесс регистрации обычно осуществляется непрерывно. Именно поэтому переход от первой стадии к второй и далее происходит последовательно. Сначала совершается одно регистрационное действие, а затем только начинается другое процессуальное действие.
Государственный регистратор вправе принять любое решение:
- согласие в проведении регистрации;
- категорический отказ в регистрации прав;
- о прерывании процесса регистрации прав.
Одним из возможных, но необязательных этапов регистрационного производства является возможность обжалования тех или иных регистрационных действий или каких-то принятых решений. Данная стадия возникает тогда, когда процедура государственной регистрации может закончиться категорическим отказом в проведении регистрации по основаниям, указанным в законе.
Стоит отметить, что отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суде. Кроме того, заинтересованные лица имеют полное право и возможность потребовать возместить все убытки, причиненные незаконным отказом в регистрации. Для того чтобы доказать наличие причиненных убытков, необходимо доказать, что существует какая-то причина и связь между ущербом и отказом органа государственной регистрации в регистрации.
Также необязательным этапом является прерывание процесса регистрации. Данная стадия возникает тогда, когда государственный регистратор сомневается в том, что существуют веские причины и основания для того, чтобы начать процесс регистрации. Иногда причиной прерывания регистрации могут стать сомнения в законности, достоверности и точности предоставляемых документов или той информации, которая в них содержится.