Понятие и признаки административной деятельности ОВД
Административная деятельность ОВД – это целенаправленная, исполнительно-распорядительная деятельность, практически реализующая функции и задачи государства в области борьбы с преступностью, обеспечения общественной и личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и др.
В компетенции органов внутренних дел входят: защита общества и личности, государства от противоправных посягательств; пресечение и предупреждение административных правонарушений и преступлений; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение наказаний; обеспечение в общественных местах правопорядка; контроль над соблюдением законов в области оборота оружия, в области охранной и сыскной деятельности; обеспечение безопасности дорожного движения.
Административные функции ОВД реализуются в пределах их административной деятельности, относящейся наряду с оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью к числу наиболее емких и важных видов работы по содержанию. Административная деятельность ОВД – это непрерывная и систематическая организация, направленная на укрепление, сохранение, развитие социальной системы.
Основные признаки административной деятельности ОВД:
- Государственно-властный характер, обусловленность задачами и целями государственного управления. ОВД осуществляет административную деятельность от имени государства, учитываются актуальные задачи в области внутренних дел, призванные на конкретном этапе развития страны решать государственные задачи.
- Исполнительно-распорядительный характер, подзаконная природа, определяемыми компетенциями ОВД. Административная деятельность направлена на непосредственное, повседневное, практическое выполнение законодательных актов, актов Президента и Правительства. Вся деятельность направлена на борьбу с преступностью, обеспечение общественной безопасности, охрану порядка. Для выполнения всех задач ОВД наделяются значительным кругом административно-распорядительных полномочий, включая меры административного принуждения.
- Профилактическая, предупредительная направленность. Административная деятельность направлена на упреждающие воздействия на отдельные личности и общественные группы для недопущения совершения противоправных действий и их оперативного пресечения.
Необходимо, чтобы административная деятельность осуществлялась конкретно в пределах установленной компетенции. При реализации своих функций ОВД не должны уклоняться от своих компетенций, выходить за их пределы. Государство, устанавливая компетенцию государственного органа, ставит определенные рамки, несоблюдение которых ведет к юридической ответственности конкретных должностных лиц.
Принципы административной деятельности
Административная деятельность ОВД реализована на основе ряда принципов, основных руководящих правил и идей, которыми при решении поставленных перед ними задач руководствуются органы внутренних дел. Принципы носят объективный характер, они действуют вне зависимости от субъективных желаний и воззрений отдельных лиц.
Принципы административной деятельности как политико-юридическая категория имеет большое значение. Им должны соответствовать нормы права, которые относятся к конкретным сферам осуществления административной деятельности.
В зависимости от сферы административной деятельности выделяют следующие группы принципов:
- Всеобщие принципы. Сформулированы в Конституции, относятся к административной деятельности всех государственных органов. Утверждают, что права и свободы человека, непосредственно сам человек являются высшей ценностью. Определяют содержание, смысл, применения законов и нормативно-правовых актов, деятельность исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления.
- Принципы, обеспечивающие безопасность государства, общества и личности. Закреплены в Федеральном законе «О безопасности» (ст. 2), подразумевают законность, соблюдение прав и свобод человека, их соблюдение, комплексность и системность применения политических, правовых, информационных, социально-экономических, организационных мер обеспечения безопасности.
- Отраслевые принципы деятельности и организации ОВД. Закреплены в Федеральном законе «О полиции».
Особенности нормативно-правового регулирования деятельности ОВД
Особенности нормативно-правового регулирования деятельности ОВД:
- осуществляется разветвленным и широким арсеналом нормативно-правовых актов, что обусловлено многообразием направлений деятельности в сфере миграционного контроля, сложностью административных процедур;
- преобладает подзаконное регулирование выполнения функций;
- административные процедуры конкретизируются в постановлениях Правительства, Президента, в ведомственных приказах.
В настоящее время в деятельности ОВД растет роль административной деликтологии. Во всей структуре национальных интересов РФ объективно значимой потребностью выступает потребность защищенности государства, общества, личности от административной деликтности.
В КоАП разграничена компетенция РФ и ее субъектов. К ведению РФ в области нормативно-правового регулирования административных правонарушений выступает установление:
- принципов и общих положений законодательства об административных правонарушениях;
- ответственности по вопросам, несущим федеральное значение, за нарушение норм и правил, предусмотренных соответствующими федеральными законами и нормативными актами;
- перечня административных наказаний и правил их применения;
- порядка производства по делам об административных правонарушениях, установление мер обеспечения производства по данным правонарушениям;
- порядка исполнения постановлений о назначении наказаний.
КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судом, комиссиям по делам несовершеннолетних.
К ведению субъектов РФ в сфере законов об административных правонарушениях относятся: установление ответственности за нарушение нормативных актов и законов субъектов РФ законами субъектов Федерации; организация производства; определение подведомственности дел; созданием комиссий по делам несовершеннолетних; создание административных комиссий, коллегиальных органов; определение перечня должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административной ответственности.