Стратегические интересы и стратегия развития России
Стратегические интересы России – это совокупность интересов внутренней и внешней политики государства в международной, внутриполитической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической и иных сферах.
Стратегические интересы России отображены в стратегии развития России – национальной стратегии, главные положения которой указаны в документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ…», разработанной Правительством страны. Концепция – это совокупность идей и взглядов, дающих наиболее общее представление о перспективах развития экономики и общества в целом. За реализацию выбранной стратегии несет ответственность государство.
В Концепции органично переплелись взгляды разных научных школ, создав определенную предпосылку для динамичного и устойчивого развития и роста экономики России на долгосрочный период.
Устойчивое развитие РФ на современном этапе возможно только при качественном государственном регулировании, ориентированном на повышение инновационной и инвестиционной активности, в целом на модернизацию экономики. Важно преодолеть деиндустриализацию и сырьевую направленность, развитие экономики направить на создание наукоемких производств со значительной добавленной стоимостью.
Долгосрочные стратегические интересы России
Долгосрочные стратегические приоритеты развития России необходимы по ряду причин:
- Страны с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Китай) для устойчивого развития выбрали долгосрочные стратегии развития. Такую же стратегию выбрали страны, стремящиеся занять лидирующее положение в своих регионах (Турция, Малайзия, Корея).
- Основная цель национальной стратегии – укрепление инновационной составляющей в силу объективных внешних и внутренних обстоятельств является необходимым условием позиционирования РФ.
- Для укрепления инновационной составляющей нужно модернизировать производственно-технологическую базу всей экономики страны; овладеть производством пятого технологического порядка, для которого характерно формирование глобального информационного пространства, генная инженерия, интеллектуализация орудий труда. Необходимо, в рамках неоиндустриализации (шестого технологического уклада) занять свою «нишу».
- Национальный человеческий потенциал (капитал) выступает важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие страны, поэтому необходимо решать задачи развития образования, здравоохранения, культуры. Правительство должно создать все условия для достойной жизни человека.
- Государство является рыночным субъектом, поэтому для осуществления инновационного перехода должно осуществлять активные усилия.
Долгосрочная стратегия развития является оптимальной моделью перехода экономики страны к неоиндустриальной экономике, которая способна решить масштабные исторические задачи. В этой экономике целевой функцией является высокотехнологическая модернизация, основной акцент которой направлен на структурную перестройку, обновление производственной базы, внедрение в национальное хозяйство инновационной составляющей.
Для осуществления стратегических интересов необходимо:
- Перейти на государственное управление согласно приоритетам: вся деятельность правительства должна быть направлена на реализацию стратегических приоритетов, повседневная деятельность должна быть более ориентирована на использование цифровых технологий. Важно создать Центр эффективности государственного управления, деятельность которого будет нацелена на внедрение наиболее эффективных управленческих практик (включая такие моменты как зависимость зарплаты чиновника от эффективности его работы, умения совершенствовать свою профессиональную деятельность, принятие понятных для всех граждан решений.
- Реализовать бюджетный маневр, заключающийся в переориентации государственного бюджета на развитие экономики и человека. Важно наращивать расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру (производительные расходы). Это позволит в недалеком будущем расходовать на перечисленные сферы средств в разы больше, чем сегодня.
- Совершенствовать управление государственным сектором экономики (чуть меньше половины всей экономики). Государственные компании недостаточно эффективно справляются с поставленными перед ними задачами. Центр трансформации государственных корпораций позволит развивать практики управления в госсекторе экономики, уменьшит издержки на производство товаров и услуг, которые оказываются этими компаниями, поможет осуществить оптимальный переход к цифровой экономике. Товары и услуги должны стать на мировом рынке более конкурентоспособными и доступными для россиян.
- Провести судебную реформу. Справедливый и независимый суд необходим для защиты прав всех граждан и развития предпринимательства. Судьи должны обладать принципиально новыми качествами. Это должны быть специалисты с многогранным опытом работы, которые прошли специальное обучение. Карьера «новых» судей должна зависеть в большей степени от судейского сообщества, чем от правоохранительных органов.
- Создать условия, при которых макроэкономическая стабильность начала бы работать в интересах страны. Важно удерживать инфляцию на низких показателях, добиться устойчивого налогового режима и низких кредитных ставок. Необходимо, чтобы инфляция не превышала 4%. Граждане и предприниматели должны привыкнуть к низкой и устойчивой инфляции. Это будет способствовать тому, что кредитные ставки устремятся вниз. У бизнеса будет больше возможностей для инвестиций, у населения – для повышения своих расходов. Курс рубля должен быть плавающим, что поможет снизить риски при внешних шоках. Нужно гарантировать стабильность налоговой системы, завершить в нефтяной отрасли «налоговый маневр». При этом не стоит повышать налоги для граждан.
Важной задачей развития страны является обеспечение увеличения средней заработной платы, размера пособий и пенсий. Данное увеличение нужно рассматривать не как результат повышения внешнего валового продукта, а как его необходимое условие, так как нужно восстановить социально справедливое и экономически обусловленное соотношение между уровнем производительности труда и размером заработной платы.
К стратегическим приоритетам долгосрочного развития относится и хроническая диспропорциональность в отношении первичного и перераспределенного дохода. Основной вклад в увеличении совокупного чистого дохода в стране вносит природная рента (от использования недр, территории, земли страны, ее природных ресурсов, средств сообщения, магистральных трубопроводов, монопольного положения большинства производителей сырья и продукции, которые на внешнем рынке пользуются повышенным спросом.
Современные национальные и стратегические интересы РФ
К национальным интересам РФ на долгосрочную перспективу можно отнести:
- обеспечение независимости, суверенитета, незыблемости конституционного строя, территориальной и государственной целостности страны;
- укрепление обороны страны;
- укрепление политической стабильности, национального согласия, социальной стабильности, развитие институтов демократии, совершенствование и разработка механизмов взаимодействия общества и государства;
- повышение конкурентоспособности экономики страны;
- обеспечение благоприятного демографического развития;
- укрепление здоровья граждан;
- повышение качества жизни;
- развитие культуры, сохранение традиционных национальных культурных, духовных и нравственных ценностей;
- закрепление за Россией статуса одного из государств-лидеров, деятельность которого ориентирована на поддержание партнерских отношений, стратегической стабильности в условиях многомерного полицентрического мира.
Реализация стратегических национальных приоритетов позволяет обеспечить национальные интересы страны, которые заключаются в: обеспечении государственной безопасности, общественной безопасности, в экономическом росте, в повышении качества жизни граждан РФ, обеспечении развития науки и техники, здравоохранения и культуры, реализации рационального природопользования и обеспечении нормального экологического состояния живых систем, обеспечении равноправного стратегического партнерства и стратегической стабильности.
Основная цель стратегических интересов в экономике – увеличение объемов производства благ, улучшения их качества, обеспечение более высокого уровня жизни. Экономический рост в своей основе должен иметь объективную реальность как в политической жизни страны, так и в экономике. Государство, являясь субъектом рынка, должно проводить политику, направленную на стимулирование экономической сферы, что выражается в повышении роста производства материальных благ для обеспечения развития национальной экономики. Политикам государства должна увязываться с промышленной, кредитной, бюджетно-налоговой политики.
Механизмы экономического роста должны быть направлены на увеличение производства различных материальных благ с высокими характеристиками качества. Источниками финансирования роста в экономической сфере выступают ресурсы финансовых рынков (трастовых, кредитных, страховых компаний), а также хозяйствующих субъектов разных форм собственности и государства.