Солидаризм – это наиболее стабильный и прогрессивный путь общественного развития, который своим появлением знаменует выход за границы двух основных полюсов – социализма и либерализма.
Рисунок 1. Солидаризм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Солидаризм крайне близок психологии человека и полностью отвечает исторической концепции его поведения. Данное направление вносит устойчивость в его внутренний мир и укрепляет своими законами веру в традицию, подготавливая тем самым к активной деятельности во внешней и международной сферах.
Солидаризм не поддерживает крайностей беспредельного либерализма и индивидуализма, а также избегает принципов тирании социализма. Этот путь комплексного развития общества отвечает естественному мотиву человеческого поведения – единству, хотя он так имеет отличия в области социальности и социализма.
Солидарность в очень широких понятиях не означает глобального солидаризма как концепции хозяйства и как взаимодействия общественных отношений в государственном масштабе. Однако внедрение указанного направления возможно только при условии грамотного воспитания ряда поколений в этике и духе солидарности.
Человек представляет собой существо общественное, поэтому одним из важных проявлений общественного инстинкта выступает действие, которое должно подчиняться общности интересов. Люди в своих отношениях всегда руководствуется солидарностью, а не только альтруизмом, который необходимо отнести к эгоизму, предполагающий осознание взаимной выгоды.
Основные черты солидаризма
На основе солидаризма формируется комплексная система хозяйства и права, которая кардинально отличается от двух противопоставляемых видов общественного порядка.
Основными характеристиками солидарности выступают:
- этика солидарности – предполагает не только взаимодействие себялюбия и самоотверженности, а и желание человек ежедневно вступать в эго-альтруистические отношения, которые в основном базируются на осознании единства и выражаются в компромиссах, уступках и согласованиях для взаимной выгоды;
- солидаризм, как общественный систематический порядок, не навязывает обществу тех целей и задач, которые чужды ему, и не приносит индивидуальные требования в жертву “общему благу”, если только данное пожертвование не вознаграждается пользой для всех участников солидарной группы;
- солидаризм в идеологии – в качестве идеологических начал это направление трансформируется в уникальных правовых принципах, обеспечивающих полноценное объединение и совместную защиту общественных интересов, а также необходимое согласование требований противоположных групп, чтобы человек, подчиняющийся конкретному союзу, смог найти в нем надежное прикрытие своих прав от притязаний государства;
- солидаризм в праве - подразумевает два основных вида права: защищающее личные интересы частной право и публичное право, которое встает на защиту исключительно общественных интересов;
- солидаризм в экономике – включает в себя две концепции хозяйства: децентрализованную и централизованную, посредством которых каждый владелец сохраняет полную свободу или же становится исполнителем задания, которое напрямую исходит из единого государственного центра;
- солидаризм как форма государственного устройства - возлагает на власти ключевые посреднические функции, которые в основном требуют высокого авторитета руководства страны и широких полномочий в плане грамотного согласования противоречивых интересов, где государственная структура должна обладать стабильностью;
- солидаризм в семье – не допускает построение семьи на началах полного подчинения всех членов семейства только главе, так как можно представить себе полноценную семью, как свободное сожительство самостоятельных членов семейства, однако связанных узами общности и родства в домашнем хозяйстве.
Модернизация образования в свете солидаризма
Модернизация высшего образования в свете данного направления помогает подготовить кадры общественных и государственных деятелей, которые проникнувшись планами и идеями национальной солидарности и общенациональных задач, смогут правильно связать конкретные группы и сообщества согласованной работой, без грубых нарушений свободы участников.
Солидаризм в целом решает вопросы предпринимательской деятельности и ее роли в современном обществе.
Обоснование неизбежности возникновения этой позиции заключается в стремительном развитии общественного интеллекта, где основные логические приоритеты представителей либеральной и социальной сфер действуют исключительно на принципах, функционирующих в соседней общности информационных связок. Такое взаимодействие не подвергается сомнению и в обязательном порядке выполняется всеми участниками определенной группы.
В условиях масштабной концептуализации социальной действительности, присущей советскому и западному нормативному типу, социальная реальность выполняет роль некой цепи, которая соединяет в одно целое циклические неравновесные процессы, раздваивающиеся на сопряженные или нейтральные направления.
В результат получаем систему, которая интегрируется на более стабильной основе и надежном в социальном плане принятии автономной позиции, вытекающей из заранее запланированных потоков действий.
Теория солидаризма Леона Дюги
Рисунок 2. Леон Дюги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Леон Дюги (1859−1928 гг.) — известный ученый и теоретик права, конституционалист, а также декан юридического факультета в Бордо.
В своих работах Дюги всегда опирался на идеи выдающихся французских социологов Э. Дюркгейма, О. Конта и Л. Буржуа, и смог представить миру систему социальной солидарности. В теории ученого представлены прочные связи, которые объединяют людей в обществе и выступают узами солидаризма.
По мнению Дюги, общество можно разделить на определенные классы, которые должны выполнять свой долг, свою миссию и социальную функцию по предоставлению целостности и гармонии в общественных организациях. Такие социальные связи базируются на правильном разделении труда, так как постоянное сотрудничество классов в данном процессе обязательно приведет к преодолению существующих теневых принципов капитализма мирным путем, без масштабных революций.
Факт общественной солидарности в работах теоретика должен осознаваться индивидами, а затем уже формировать норму социальной стабильности и справедливости. Дюги утверждал, что для получения хороших результатов необходимо делать все возможное для увеличения этой системы в обществе, а также всеми силами стараться не допустить ее обрушения.
Социальный принцип солидарности характеризуется как основа всего объективного права. Мера социальной целостности формирует для индивида только право рассмотреть и изучить «социальную обязанность», конкретную функцию, в соответствии с которой, физическое лицо оказывается в системе общественной подчиненности. В солидаризме существует лишь объективная власть — юридическая норма, которая ни индивиду, ни коллективу не предоставляет субъективных прав.
Л. Дюги говорил о надобности проведения социальной реформы в общества, и высказывал уверенность, что современное общество стремительно движется к некоему роду федерализации сообществ, организованных в синдикальный федерализм.
Всецелое индивидуалистическое право профессор предлагал заменить организаторским представительством организаций и профессиональных партий. Для этого классовое сообщество необходимо перестраивать на базе синдикатов, а затем уже объединять по кадровому признаку в соответствующие союзы.
Деятельность государственной власти будет руководиться специальной палатой, образованной из самых ярких представителей всех представленных синдикатов. Некоторые представления и идеи, выдвинутые Дюги, смогли найти широкое применение и в наши дни. Так, в Норвегии продолжительность трудового дня и минимальная оплата рабочего часа официально определяется заранее установленным соглашением союзов предпринимателей и рабочих. Этот контракт является договорным.
Таким образом, теория солидаризма Леона Дюги выделяет следующие основные постулаты:
- современное общество должно складываться из связей, которые объединяют людей на основе целостности;
- сотрудничество и взаимодействие классов, социальных сообществ регулируется исключительно социальной мерой солидарности;
- сущность объективного права заключается в поддержании общественной подчиненности, с которой обязано считаться государство;
- самостоятельный статус субъекта не допустим, и в особенности его субъективные права.
Подытожив, можно утверждать, что изначально социологическая юриспруденция подвергла жесткой критике солидаризм, прежде всего за смешение закона и общественного права. Но, с другой стороны, данная система сама страдает серьезными изъянами и требует корректировки. Так, противопоставляются правопорядок и нормы, не принимается обязательный нормативный характер индивидуального права, отвергается нормативная сила законодательных проектов, что приводит к исключению из правовой науки важных и аксиологических проблем общественного права.