Общая характеристика политических решений как элементов политического процесса
Деятельность, осуществляемая в политической сфере общественной жизни, выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности и поступательного общественного развития. В этой связи, соответствующие действия не могут реализовываться стихийно, без учета множества факторов и обстоятельств, а равно детальной предварительной и последующей проработки. Иными словами, деятельность в рассматриваемой сфере опосредуется, так называемым, политическим процессом.
При этом необходимо обратить внимание на то, что, поскольку политический процесс выступает неотъемлемым компонентом политической деятельности в целом, отличающейся свойствами сложности, неоднородности и многоаспектности, в специальной литературе выработаны самые разнообразные подходы к формулированию определения и характеристике признаков политического процесса. В этой связи, следует отметить, что политический процессом, в общем виде может быть определен в широком и в узком понимании:
Политический процесс в широком смысле – это отличающаяся свойством системности деятельность социальных общностей, различных политических организаций (включая политические партии и объединения), и отдельных граждан, преследующих те или иные политические цели.
Политический процесс в узком смысле – это последовательная деятельность социальных субъектов, по подготовке, принятию и реализации политических решений.
Иными словами, основное различие приведенных определений, заключается в характеристике объема субъектов, вовлекаемых в соответствующую деятельность. При этом представляется обоснованной точка зрения тех ученых, которые признавая необходимость учета мнений и интересов широкого круга лиц, в том числе не имеющих непосредственного отношения к собственно политической деятельности, в рамках соответствующего процесса, утверждаются целесообразность включения в число участников политического процесса не только профессиональных политиков.
При этом в любом случае в рамках политического процесса осуществляются сознательные спланированные действия, а содержание рассматриваемого процесса, в этой связи, может быть представлена как совокупность разнообразных политических решений.
Алгоритм принятия решения политического процесса
Как было отмечено выше, отдельные политические решения и целостный политический процесс находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленной, в том числе тем, что базой обеспечения стабильности и эффективности проводимой политики выступают именно отдельные (а равно взятые в совокупности) политические решения.
В этой связи, для формирования целостного представления о решениях политического процесса, в рамках представленной статьи представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемом в современной науке процессе принятия решений политического процесса:
- Оценка и уточнение объекта будущего политического процесса. На данной этапе проводится анализ существующей потребности в изменениях текущей политической действительности, а также оценка круга лиц, заинтересованных в осуществлении соответствующих преобразований. Иными словами, в рамках проведения характеристики объекта будущего решения, субъект политического процесса формирует представление о том, кем и почему может быть поддержано, либо, напротив, воспринято негативно будущее политическое решение;
- Оценка мнений противников политического решений и выявление его недостатков. В рамках этой стадии внимание субъекта политики сосредотачивается на выяснении мнений всех основных участников политических событий, причем учитывается именно спектр разнообразных политических интересов. Необходимость такой оценки обуславливается тем, что на данном этапе еще возможно внесение корректив в проект будущего политического решения, с тем, чтобы его воплощение в жизнь отвечало интересом и потребностям максимально широкого круга лиц;
- Формулирование конечной цели будущего политического решения. Одним из требований, предъявляемых к любым действиям в рамках политического процесса, в том числе требованием к характеру политических решений выступает целесообразность. В этой связи, субъект принятия политического решения должен очень четко представлять желаемый результат, достижение которого ставится в зависимость от реализации соответствующего решения;
- Определение средств реализации и достижения цели. После выяснения объекта, субъектов и желаемой цели проводимого политического решения, возникает необходимость определения круга приемов, способов и средств, применение которых поспособствует ее достижению;
- Выявление и учет потенциальных препятствий на пути реализации политического решения – сложность и витиеватость политического процесса обуславливает существование множества, нередко прямо неочевидных обстоятельств, которые могут оказать противодействие на пути утверждения и реализации соответствующего политического решения. В этой связи, перед субъектом политического процесса стоит задача полного и всестороннего анализа текущей ситуации, для целей определения всех возможных препятствий на пути полной реализации политического решения.
Утверждение решения политического процесса
После прохождения всех обозначенных выше стадий, что нередко может занимать продолжительный временной промежуток, происходит утверждение и оформление политического решения. Содержание данной стадии заключается в формально-документальном утверждении текста принимаемого политического решения.
Соответствующая бюрократическая составляющая преследует одновременно нескольких целей: доведение политического решения до неопределенного круга лиц, путем его официального опубликование, а также определение персонального круга лиц, ответственных за содержание и последующую реализацию соответствующего решения.