Патриархальная теория происхождения государства
Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.
Суть теории заключается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. Согласно этой теории люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, которое должно привести к возникновению семьи. Позже развитие и разрастание семьи в итоге соединения людей, а также разрастания числа семей, ведут к формированию государства. Власть государя является естественным продолжением отцовской власти семейного «патриарха».
Плюсами теории является то, что она:
- Абсолютно справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
- Позволяет устанавливать порядок в обществе в результате подчинения «воле отца»;
- Оказывает поддержку в вере людей в неразрушимость мира;
- Помогает раскрывать роль главы государства, на которую претендует индивид, который обладает серьезным опытом.
Минусы:
- Не позволяет раскрывать процессию появления государства во всех областях мира;
- Не может объяснить следующее, что если государство является единой семьей, то почему происходит война?
- Не в силах объяснить жесткость законов.
Патриархальная теория предусматривает происхождение государства конкретно из разросшейся семьи, а вся власть монарха конструирует из отцовской власти над членами семьи.
Точно так же, как и теологическая теория, патриархальная направляется на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но исток этой власти наблюдала уже не столь в ее божественном происхождении, сколько же в тех формах семьи, где произрастали неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Родилась данная теория в Греции, обоснование она получала изначально в трудах Аристотеля, но развиваться стала в 17 веке в трудах англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, являясь сторонником неограниченной королевской власти, делал попытки, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который получил власть от бога, отдал впоследствии данную власть собственному старшему сыну — патриарху, а тот собственным потомкам - королям.
В Китае эту теорию развил Конфуций (551 - 479 годы до нашей эры). Он рассмотрел государство в образе большой семьи. Императорская власть была подобна власти отца, а отношения правящих и подданных являлись семейным отношениям, где младшие находятся в зависимости от старших, должны быть преданными своим правителям, быть почтительными и слушаться абсолютно во всем старших. Правители обязаны заботиться о собственных подданных, как это всегда было приняты в семье.
Договорная теория происхождения государства
-
Теория общественного договора, которую основал Ж.Ж. Руссо.
По мнению Руссо люди в «догосударственном» (естественном) состоянии владеют прирожденными правами и свободами. После во имя мира и ради благополучия заключается общественный договор между каждым без исключения членом общества и формируемым государством. Люди делятся частью собственных прав государственной власти, принимают обязательство подчиниться ей, а государство обязано сохранять неотчуждаемые права человека, такие как право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей является основой законной власти, по мысли Руссо. В результате каждая из сторон является одним из участников такой воли. Суверенитет всецело принадлежит народу, а правители являются уполномоченными народа, которые обязаны отчитаться перед ним. Все эти идеи Руссо излагал в наиболее известной своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» в 1762 году.
На основании теории Руссо, государство является субъектом, который образован людской волей, то есть воля людей является первичной, а государство, – производным от этой воли, вторично. Государство является созданием людей, и государство может быть таким, каким его хотели бы видеть граждане (люди).
-
Теория общественного договора Т. Гоббса.
Гоббс считал, что естественным состоянием человечества является состояние «войны всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, важно договариваться, объединиться. Но данная договорённость не прекращает войны, даже в том смысле, в каком видел ее понимание Гоббс. Люди, которые объединены в государство, под властью, к примеру, монарха, продолжают претерпевать лишения. Очевидна социальная расслойка общества, и как последствие, преступления против личности и собственности. Гоббс же, наоборот, доказал, что как быстро власть добровольно передается правителю, к примеру, князю, то он – князь – сейчас наделен неограниченными полномочиями. Гоббс превознес роль государства, которое он наделил абсолютным суверенитетом. В вопросах о формах государства Гоббса — на уровне монархии.
-
Теория общественного договора Дж. Локка.
Один из известнейших теоретиков гражданского общества – это философ британского происхождения Дж. Локк, который выступил противником власти военной феодальной аристократии в пользу демократического правового государства. Идеалом данного государства представляется подотчетность короля и лордов закону, то есть монархия конституционного типа. Локк предусмотрел особенный конституционный механизм, который препятствует государству выходить за грани полномочий, был первым кто предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно теории Локка, люди еще до образования государства находились в естественном состоянии, при котором каждый из них был обладателем власти, которая вытекала из закона.
-
Теория общественного договора А.Н. Радищева.
Представителем договорной теории в России был революционный демократ А. Н. Радищев, он утверждал, что государственная власть принадлежит всему народу, передана ему от монарха, и должна быть подконтрольна народу. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не утрачивают собственную естественную свободу. Отсюда он вывел право народа на восстание, революционное свержение монарха, если тот допустил злоупотребление властью, произвол.