Психологической теорией происхождения государства называется теория, которая была разработана Львом Петражицким. Согласно данной доктрине, государство появилось в результате разделения общества по психологическим признакам: одни люди способны лишь подчиниться, подражать, а другие могут заниматься управлением.
Суть теории
Суть теории - человек обладает психологической потребностью проживать в границах организованного общества, а также чувством коллективного взаимного действия. Сторонники этой теории определили общество и государство в образе суммы психических взаимных действий людей, а так же их разнообразных объединений. Заводя разговор об естественных потребностях общества в конкретной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство и есть то самое следствие применения этих самых психологических закономерностей развития человечества.
Психика человека, его импульсы и эмоциональное состояние играют важную роль не только в приспособлении личности к постоянно меняющимся условиям, но и в формировании государства и права.
С ним соглашается Е.Н. Трубецкой, при этом ссылаясь на Спенсера, указывает, что между частицами биологического организма есть связь физическая; напротив этого, что между людьми - частицами социального организма установлена психологическая связь. Солидарность является основной чертой человека. Но люди не могут быть равными по своим психологическим качествам.
Как по физической силе людей разделяют слабых и сильных, так разными являются и качества психологические. Некоторые люди склонны к подчинению своих поступков авторитету. Им является свойственной потребность подражания. Сознание зависимости от элиты первобытного сообщества, сознание справедливости конкретных вариантов действий и отношений, прочее вносит в их душу покой, придает состояние стабильности, уверенности в поведении. Другие люди отличны в своем желании повелевать и подчинять собственной воле других. Именно такие люди становятся лидерами общества, а после и представителями публичной власти, служащими аппарата государства.
Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства явилось в какой-то степени мощным прорывом в юридической науке. Это представлялось возможным только в конце 19 века, когда начала сформировываться психология в форме самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблематике психологической науки заметно возрастал в то время, когда в ней преобладали экспериментальные методики исследований, начинали образовываться крупнейшие школы, которые расходились в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи данных школ заложили фундамент формирования новейших направленностей в юридической науке.
Было бы справедливо заметить, что человеческая психика сильно отличается от психики животных. Человеку свойственна наиболее развитая психика, в которой присутствуют чувство солидарности и чувство коллективизма.
Заслуга сторонников этой теории - это указание на то, что в ходе формирования государства огромнейшую роль играют психологические факторы. Тем самым они старались отодвинуться в сторону от детерминизма экономического характера, который безраздельно овладел умами множества. Является верным и то, что лишь через психику реализуются разнообразные интересы людей, такие как:
- экономические;
- политические;
- культурные;
- бытовые и пр.
Все человеческие действия проходят через его психику в форме условных и безусловных рефлексов.
Во-первых, обращая внимание на роль психологических качеств в процессии формирования государства, представители психологической теории с позиции развития науки психология того времени не могли давать нам развернутое учение о роли психики при образовании государства. Называя всю совокупность психологических людских качеств- импульсами, эмоциями и переживаниями, они не находили между ними разницы. А между этим людская психикаподразделяется на сферы:
- эмоциональную;
- волевую;
- мыслительную.
Во взаимных отношениях людей большое значение имеют именно волевые качества. На их основании устанавливается психологическая соподчиненность людей, социальная «пирамида», разновидностью которой представляется государство. Сильнейшие волевые качества формируют из людей естественных лидеров. Конкретно такие люди, в основном и становятся во главе племени, племенного союза, а потом и государства.
Во-вторых, ведя разговор о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркнули, что стремление к солидарности человеку принадлежит почти с самого рождения. Но в действительности мы можем наблюдать, что человечество с момента начала собственного появления на земле воюет друг с другом непрерывно, и война в древнее время считалась скорее правилом, чем исключением.
Конечно же, под воздействием угрозы уничтожения либо ущемления собственных жизненных важных интересов индивиды способны объединиться. Солидарность в этом случае бывает присуща даже животным. К примеру, гиеновые собаки не только взаимно действуют в процессе охоты, но и проявляют заботу о пострадавших: оставляют возле них охрану, приносят пищу издалека. Нам симпатично поведение гиеновых. Но как часто так же поступают современные люди? До сих пор не снимается проблема захоронения солдат, которые погибли во время Великой Отечественной войны. Раскопки указывают на то, что среди изученных скелетов предков человека, которые жили миллионы, сотни тысяч, десятки тысяч лет назад, не встречались следы успешно заживающих травм, с которыми человек утрачивал способность ходить. Значит, люди, получившие такую травму, не выживали, так как наши предки, возможно, оставляли раненых на произвол судьбы.
В-третьих, поддерживая устремление авторов психологической теории уменьшить экономический детерминизм, нельзя не заметить, что они впали в иную крайность: придали большое значение в процессе формирования государства психологическим факторам, то есть, по сути, допустили ту же самую ошибку. Конечно же, психологические факторы не могут иметь решающего влияния на описанный процесс, но сбросить их со счетов будет являться еще более грубой ошибкой, нежели их недооценка.