Военно-политическое решение: сущность и специфика
Специфика политического решения является весьма существенной. Это обуславливается, как минимум, теми политико-социальными задачами и вопросами, что стоят перед субъектами управления государством в общественной среде. В связи с этим подобные решения являются средством упорядочения отношений в обществе и принимаются с целью реализации определенных задач, которые поставлены перед управленческими субъектами в целом и военными субъектами в частности.
Таким образом, формируется следующее определение: военно-политическое решение - это процесс и результативный итог политической воли, стратегического расчёта и интеллектуального выбора, а также санкционирования уполномоченным субъектом наилучшего варианта альтернативных планов или стратегий целенаправленного директивного влияния на объект в системе отношений военно-политической направленности с целью достижения либо отстаивания коренных государственно-национальных интересов при помощи военной силы.
Роль и значение военно-политических решений
Военно-политические решения играют важную ролью в деятельности органов управления государством. Без них ни один управляющий субъект не может разрешить поставленные перед ним задачи. В данной связи образуется вопрос: можно ли оценивать деятельность субъектов управления по числу принятых ими политических решений? Военно-политическая практика демонстрирует, что в большей части случаев данный показатель не является критерием, который оценивает уровень эффективности их деятельности: сама по себе численность принятых актов ещё не даёт оснований для того, чтобы делать вывод о решении образующихся проблем по факту.
Принятие какого-либо решения государством – лишь первая из множества ступеней на непростом пути воплощения в реальность конкретного намерения. Его реализация является длительным процессом, который не всегда протекает без непредвиденных трудностей и осложнений, а иногда и вовсе не даёт желаемого результата.
Анализ сущности военно-политических решений представляет нахождение специфических признаков, отличающих их от иных разновидностей решений. К этим признакам традиционно относят:
- Военно-политические решения в большей части случаев принимаются органами (субъектами) государственной власти и военно-политическим руководством, то есть небольшой частью политической элиты;
- Выраженность интересов власти государства и волевая, четкая направленность на их юридическое и процедурное оформления, то есть решения должны приниматься в ранее учрежденном законом порядке;
- Общеобязательный характер, речь идет о том, что они действуют на всей территории государства, и на всех уровнях общества и власти;
Комплексный характер, который обусловлен следующими обстоятельствами:
- имеют отношение к объекту управления, представленным сложной социальной системой;
- всегда оказывают разностороннее и активное воздействие на области и сферы жизни общества: политическую, экономическую, военную, информационную, научно-техническую, демографическую и пр.;
Наличие специфических методов активного влияния на объект и способы контроля обратной связи. Если не известно, какими методами необходимо влиять на военно-политический процесс с целью изменения его в желаемом направлении, или не понятно, как контролировать достижение нужного результата, то система обратной связи, по существу, не может обеспечиваться;
- Недостаточная полнота определения проблематики и т. п.
Проблематика военно-политических решений
Недостаточная полнота определения проблематики, в особенности для кризисных и оперативных и военно-политических задач, наиболее часто связывается с нехваткой времени для наиболее полного сбора и обработки требуемой информации. Для перспективных задач неполнота определения проблематики, как правило, связывается с отдалённостью периода, на который рассчитывается определенное решение. В данном случае проблематика не подлежит установлению, а только делается прогноз, следствием чего является увеличение вероятности ошибки.
Особенностью военно-политических решений является и то, что они обычно исключают возможности предварительного проведения эксперимента на практике. Здесь не существует условий возврата к первоначальному состоянию при минимальных издержках, если это решение окажется неверным. Иногда случается, что последствия подобной «апробации» могут стать катастрофическими как для общественной среды, так и для государственности.
В то же самое время необходимо подчеркнуть, что военно-политические решения всегда обладают многообразным и сложным характером, неразрывно связанным с военно-политическими отношениями конкретного типа меж несколькими государственными образованиями по поводу каких-либо объединяющих или разъединяющих их проблем. Изучение данных конфликтов и противоречий, а также тенденций их развития является непременным условием для успешного приготовления, принятия и реализации военно-политических решений.
Экономические и политико-социальные изменения, которые происходят в России сегодня, исключительно масштабны и сложны. Именно в настоящий момент закрепляются основы для последующего развития нашей общественной среды. При всем этом необходимо, с одной стороны, устанавливать опору на существующий колоссальный национальный исторический опыт Российской Федерации решения военно-политических проблем, а с иной стороны, активным образом применять приемлемые варианты методик зарубежных государств, которые уже доказали собственную эффективность на практике.