Общая характеристика государственных политических решений
Одной из сущностных особенностей политического процесса выступает особый субъектный состав участников, вовлеченных в осуществление соответствующей деятельности. При этом следует отметить, что ключевым из таких субъектов, как с точки зрения масштабности, так и с точки зрения объема полномочий, предоставленных для проведения актуальной политической линии, выступает государство.
Деятельность государства осуществляется посредством реализации функций, возложенных на образованные в установленном порядке органы государственной власти и их должностных лиц, и выражается в принятии конкретных общезначимых и каждодневных решений. Обозначенный признак содержательной стороны деятельности государства как субъекта политического процесса, предопределяет повышенный интерес ученых к проведению характеристики понятия и признаков государственных политических решений.
Кроме того, необходимо особо обратить внимание на то, что в настоящее время достаточно часто имеет место отождествление государственных и политических решений, что, в том числе, обуславливается сложившимся положением дел, в условиях которого государственные решения фактически являются качественной и количественной основой публично-политических действий.
Тем не менее, с точки зрения классической политической науки недопустимо отождествление деятельности государства и деятельности в политической сфере общественной жизни, поскольку в последнюю, наряду с обозначенным субъектом должны вовлекаться и иные участники. Кроме того, в специальных источниках прямо указываются недостатки обозначенного отождествления:
- При подобном подходе имеется место формальное толкование осуществляемых политических действий, понимаемых исключительно как акты государственно-властного характера, реализуемые уполномоченными органами и должностными лицами;
- Происходит игнорирование обозначенной выше природы государства, как особо института, для которого характерны собственные отличительные свойства и особенности, которые не могут быть воспроизведены ни одним иным субъектом политического процесса.
В этой связи, в рамках представленной статьи представляется необходимым подробнее остановиться на проведении анализа выделяемых в современной науке моделей разграничения политических и государственных решений, с точки зрения их особенностей и содержательных признаков.
Модели соотношения государственных и политических решений
Как было отмечено выше, анализ современных научных источников позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время выделяются самые разнообразные подходы к соотношению политических и государственных решений, а также в целом к разграничению государства и иных субъектов, вовлеченных в политический процесс.
При этом актуальность соответствующего изучения предопределена тем, что выяснение критериев и признаков такой дифференциации, с одной стороны, позволяет сформировать целостное представление о дефинитивном применении категорий «политическое решение» и «государственно решение», а с другой – поспособствует также обозначению места политического решения в системе государственно-властных общественных отношений.
Так, в настоящее время принято выделять три основные модели соотношения государственных и политических решений.
Первая модель, формулирование положений которой осуществляется исходя из содержания ранних политологических исследований, в рамках которых происходило отождествление понятия «государство» и «политика». Истоками такого понимания является совпадение обозначенных категорий в условиях древнегреческих городов-государств (полисов). Такое понимание соотношения государства и политики предполагает синонимичность государственных и политических решений;
Вторая модель предполагает признание государства, как самостоятельного института политической системы, обладающего исключительным значением, поскольку именно государство, будучи центральным элементом обозначенной системы, оказывает организующее, направление и контролирующее воздействие в отношении людей, общественных групп, классов и ассоциаций, в том числе, посредством принятия соответствующих государственных политических решений. Однако в рамках обозначенной модели признается существование наряду с государством и иных субъектов политической системы, конкурирующих между собой. В этой связи, в рамках обозначенной модели политические решения признаются более широкой категорией по сравнению с государственными политическими решениями, поскольку в отличие от последних, категорией политические решения охватываются акты, выражаемые не только самим государством, но и политическими партиями, общественными объединениями, средствами массовой информации, и т.д.
Третья модель рассматривается политическую систему в качестве одной из подсистем государства. При таком понимании, его сторонниками предлагается не только разграничивать политические и государственные решения, но и, продолжая обозначенную классификацию, подразделять акты государства на решения с политической составляющей, и решения без таковой (например, в сфере организационной и контрольной деятельности).
Классификация видов государственных политических решений
В рамках обозначенных выше подходов, в первую очередь, в условиях проведения внутреннего подразделения государственных решений на акты политического характера и акты иного характера, особо актуализируется вопрос о рассмотрении классификации видов государственных решений.
Так, в рамках одной из существующих классификаций принято выделять:
- Государственные политические решения, направленные на реализацию интересов широких социальных групп или всего общества. При этом даже в том случае, когда обозначенные решения принимаются в масштабах субъекта федерации или муниципального образования, они все равно отличаются обозначенной «политичностью», поскольку так или иначе оказывают влияние на интересы жителей соответствующей относительно обособленной территории;
- Государственные административные решения, отражающие акты управленческого характера в сфере функционирования отдельных сфер общественной жизни. В том числе и в связи с меньшим масштабом распространения, они характеризуются подчиненным характером по отношению к государственным политическим решения.