Политическое решение является коллективно или индивидуально осуществляемым процессом определения политических задач, способов их достижения и этапов их реализации.
Функции политического решения
Функциями политического решения традиционно принято считать:
- Функцию координации - она заключается согласовании усилий разнородной людских масс, действующих в непрерывно меняющихся обстоятельствах;
- Функцию корреляции - она состоит во внесении изменений в тактическую сторону движения, в особенности при формировании новых условий деятельности, возникновении обстоятельств, которые способны затруднить или облегчить реализацию поставленных задач;
- Функцию программирования - она заключается в осуществлении выбора эффективнейшего способа слияния средств и целей, что в процессе политики состоит в нахождении самого рационального варианта деятельности, благодаря чему цели обретают реалистичность, производится перепись и оценивание возможностей, а ресурсная база просто так не растрачивается.
Принятое решение подлежит закреплению и конкретизации в акте планирования политического процесса, который состоит из следующих элементов:
- согласовательный этап целей деятельности движений и институтов политики, которые вовлечены в данную политическую процессию;
- доведение до наиболее возможной численности участников программных действий;
- этап оценивания обстановки, в которой развернется политическое действие с целью выявить ее основные доминанты, узлы взаимодействия интересов и противоречий, от влияния на которые находится в зависимости успех намечаемого политического действия;
- осуществление мер по образованию соответственного психологического настроя участников политической процессии, который бы мог способствовать, задавал стимул их действия в направленности реализации избранной цели.
После принятия политического решения и разработки программы его реализации ситуация обычно подлежит изменению, всплывают новые обстоятельства и требуются необходимые изменения как в непосредственно решение, так и в механизмы по его исполнению, что предполагает модифицирование целей и корректировку времени для их достижения, уточнение способов и средств разрешения стратегических задач. Процедурные действия по корректировки решения и тактики должны существовать на непрерывной основе, реализовываться политическими системными институтами, которые обладают для этого полномочиями со специфическим характером.
Помимо традиционного набора функций, некоторые политологи отмечают и иные функций политических решений:
- Интегративная функция, которая направлена на поддержку стабильности и целостности гражданского мира, общества и согласия. Данная функция подразумевает обеспечение единства всех политических сил общественной сферы, согласование интересов разнообразных группировок населения. Призвание политического решения – объединение и согласование разных группировок интересов на основании общих идей, идеалов и ценностей. Также оно должно воплотить в себе и представлять во взаимоотношениях национальное единство.
- Функция властной и массовой коммуникации, заключающаяся в упрочении каналов экономической и политической связей и тем самым происходит превенция отчуждения граждан от руководства политики. При характере многоступенчатой сложнейшей властной иерархии, ее бюрократизма, данная функция является особенно значимой.
- Организаторская функция - она имеет связь с массовой мобилизацией на воплощение политических программ в жизнь. Организаторская функция содержит кадровое формирование и сплочение сторонников принимаемого политического курса.
- Координирующая функция являющаяся продолжением организаторской, она направляется на координирование и согласование действий всех субъектов деятельности политики, всех властных ветвей: суда, парламента, органов исполнительной власти и т.п.
- Поиск и принятие верных политических решений.
- Социальный патронаж и арбитраж, защита масс от самоуправства, бюрократии, беззакония, поддержка законности и порядка.
- Инициирование обновлений, создание оптимизма и энергии в социуме, массовая мобилизация на реализацию целей политики. В этой объединенной группировке концентрируются функции, которые близки по собственной направленности.
- Устремление к легитимации строя.
Факторы, влияющие на политические решения
На решение оказывает воздействие целая череда факторов, влекущая за собой множество следствий. Основоположник теории принятия политических решений американского происхождения Г. Саймон в трудах "Административное поведение", "Новая наука управленческих решений" выделял следующие группы следствий: перемены в поведении социальных групп и индивидов; структурирование и реструктурирование общественной среды.
Итак, политические решения по собственному воздействию всегда обладают общезначимым характером. Результаты принятия политических решений отражены в ответной общественной реакции на деятельность структур власти. Сами же решения подлежат фиксации в соответственных документах: постановлениях органов государственной власти, программах партий и т.д.
Зависимо от характера решений выделяются следующие их типы: региональные и национальные; специфические и глобальные; тактические и стратегические; интуитивные и эмпирические; новаторские и шаблонные; инкрементальные и радикальные.
Стратегические решения характеризуются перспективностью и масштабностью, тактические - постепенным продвижением к цели, согласно стратегическому замыслу, оперативные решения могут приниматься для урегулирования текущих процессий, которые требуют немедленной реакции. Радикальные решения отличается моментальностью, неожиданностью и решительностью, они включают в себя деструктивные элементы, так как нарушают привычный порядок. Инкрементальные решения характеризуются постепенностью, поэтапностью, приращением, что обеспечивает преемственность политики государства.