Понятие лидерства
Лидерство есть в любой сфере жизни общества – науке, бизнесе, семье, искусстве, школе. Среди многих людей, которые вовлечены в политику, всегда находятся те, кто стоит в центре внимания. Их боготворят, ими восхищаются, а позже их же и подвергают жестокой критике, уличают во лжи, обвиняют во всех бедах общества. Речь в данном случае идет о политических лидерах, которые являются личностями особенными и неоднозначными.
Политический лидер является не просто организатором массовых движений и действий - это человек, который способен изменить ход истории.
Политическому лидеру необходимо обладать такими природными качествами как воля, сила характера, решительность, обаяние, тонкая интуиция.
Профессиональными качествами лидера являются:
- Способность к аналитике;
- Умение точно и быстро ориентироваться в обстановке;
- Способность аргументированно противостоять чужому мнению.
Теория лидерства
Самый значимый вклад в исследование политического лидерства внес Н. Макиавелли. В своем труде «Государство» он дал одно из первых объяснений лидерства в политики.
Сущность его теории:
- Власть лидера зиждется на поддержке его сторонников;
- Подчиненные должны четко понимать, что могут ждать от лидера и понимать, чего он ждет от них;
- Лидер обязательно обладает волей к выживанию;
- Правитель всегда является образцом справедливости и мудрости для собственных сторонников.
Одну из частей своего труда Макиавелли посвятил характеристикам качеств политического лидера. По его мнению, правитель должен руководствоваться моралью силы, отталкиваться от строго проанализированных фактов, быть хитрым и жестоким.
Иными словами, он должен интегрировать в себе качества лисицы (хитрость) и льва (силы). Он не должен быть связан никакими предписаниями права, собственным словом или религией.
Лидерство в современной России
Главная особенность процесса формирования типа современного политического лидера в Российской Федерации заключена в том, что в итоге он, с одной стороны, обрел некие черты, которые характерны лидерам политики демократических государств, а с иной – унаследовал черты, которые свойственны лидерам номенклатурной системы.
Причем, в таком соотношении характеристик, политические лидеры России располагаются ближе к номенклатурному, чем к западному виду лидерства.
Следующая особенность современных российских политических лидеров состоит в том, что они часто совмещают роль владельцев производственных средств, организующих деятельность своих производств, и роль политиков, исполняющих функции организаторов политической жизни.
В соответствии с региональным законодательством запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется лишь на депутатов, которые работают на постоянной основе, чем активно могут пользоваться представители крупного бизнеса.
Еще одной особенностью является то, что децентрализация власти в государстве, перенос центра экономического, политического и культурного воздействия в горизонтальные структуры регионов поспособствовали значимому росту роли политических лидеров в регионах. Региональные лидеры до 2005 года могли выдвигаться населением, в связи с чем старались завоевывать его доверие. Так, к концу полномочий Б. Ельцина политические лидеры регионов ощущали себя полновластными хозяевами «своих» федеративных субъектов.
Реформы в политике В. Путина поспособствовали ослаблению негативного воздействия региональных политических лидеров на политическую и экономическую ситуацию в государстве, поставили их в зависимость от центра федерации.
Одной из главных проблем российского общества является существование фактического и номинального политического лидерства. Значимую роль в формировании политики государства нередко играют неофициальные советники верховных должностных лиц, которых часто именуют «серыми кардиналами». Среди них есть люди, которые не занимают никаких официальных постов, но обладают доступом к ключевым фигурам политики; а так же действительные лидеры политики, которые по своему влиянию могут превзойти многих министров и иных официальных лиц.
В связи с этим при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать лидерами, важно учитывать уровень их реального влияния на политику. И этот уровень далеко не во всех случаях может соответствовать должностному положению какого-либо человека.
В обществе России сформировалась следующая ситуация: с одной стороны, продолжает существовать множество руководителей, которые не имеют качеств политических лидеров, а с иной стороны, на передние позиции в руководстве выходят люди, которые обладают полноценными лидерскими качествами. Особенность данного процесса состоит в том, что он позволяет выйти на политическую сцену лидерам – интеллектуалам, а не аппаратчикам.
В российском государстве из-за глубочайшего общественного кризиса расцвел популизм. Среди кризисных явлений в общественном сознании непосредственное отношение к образованию популизма имеют следующие: острое общественное разочарование в социалистических ценностях и неприятие радикального общественного обновления частью людей.
Процесс демократизации общества СССР дал возможность популизму проявиться в абсолютной мере. «Хождение в народ» инициатора политики перестройки М. С. Горбачева обрело поддержку иными лидерами политики.
Выборы народных депутатов СССР, а позже народных депутатов РСФСР, так же проводились на популистской волне. Популизм данного периода основывался на критике советской номенклатуры с позиций обывателей, объявления войны с привилегиями. Особенно этот тезис являлся актуальным для Б. Н. Ельцина. Через несколько лет стало известным, что привилегии партноменклатуры – это всего лишь невинные шалости в сравнении с привилегиями нового бюрократического класса.