Понятие лидерства государств
Политическое лидерство государства является ведущим положением государства на международной арене, достигнутым в итоге системно-непрерывной реализации задач, целей, направлений, способов и методов представления национальных интересов в масштабе целого мира.
В основе внешнеполитического лидерства положена достигаемая отдельным государством (группой государств) надгосударственная власть, которая формируется одним из двух способов:
- «жестким» (силовыми методами – за счет технических, военных, экономических ресурсов);
- «мягким» (за счет разнообразных параметров привлекательности и хорошей репутации).
В условиях интенсификации информационно-коммуникативных связей и роста относительной важности последнего варианта, в качестве методологического базиса изучения политического лидерства государств целесообразно применять социально-информационный подход.
Особенности лидерства государств
Центром «мягкой» модели политического лидерства в мировом пространстве является коммуникативно-информационный компонент, наличие множества каналов коммуникации, включая СМИ, оказывающих помощь формулированию «повестки дня» и актуальных современных проблем. В будущем времени геополитический облик мира будет находиться в зависимости от передела зон влияния в информационной среде, а большим влиянием начнут обладать государства либо межгосударственные сообщества, которые обладают высочайшим информационным потенциалом.
Реальности информационной эпохи должны определить новые коммуникативные стратегии государств, которые претендуют на роль лидера, а сила государства находится в зависимости от обладания мощными коммуникативно-информационными ресурсами. В таком случае структуры и группы влияния политики могут формировать мировоззрение широчайших кругов населения, мнение общества за рубежом, определив тем самым направления и цели развития мирового сообщества.
Лидерские позиции Российской Федерации на мировой арене находятся в зависимости от коммуникативной компетентности органов государственной власти как наиболее важных участников информационного обмена международного уровня.
Политическое лидерство России на международной арене не может реализовываться без воплощения текущих задач информационной политики, которые должны образовываться, корректироваться на основании тех синергетических параметров управления информационными процессами, что позволяют обеспечивать единство социокультурной и социально-экономической трансформации российского общества.
Основные признаки государств-лидеров
Постиндустриальные государства или государства-лидеры в настоящий момент представляют собой группу, которая по классификации «Мирового экономического обзора ООН" включает 23 государства: Канаду, США, 15 государств ЕС (на начало 2004 года), 3 западноевропейские страны (Норвегия, Швейцария, Исландия), которые входят в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Австралию, Японию и Новую Зеландию.
В некоторых документах ООН к этой группе относятся также ЮАР и Израиль. Довольно часто к этому списку присоединяют еще и Сингапур, Южную Корею, Гонконг (до 1999 года).
Данные государства обладают достаточно высоким уровнем развития экономики, а по производству ВВП на душу населения они практически в 5 раз превысили среднемировой показатель. За последние четыре десятка лет различие в таком важном макроэкономическом показателе не только не сократилось, а наоборот – существенным образом возросло (в 1962 году эта пропорция составляла 3,6 раза). Увеличение дивергенции (расхождения) между ведущими странами мира в конце 20 столетия обуславливалось воздействием иных номинантов социально-экономического развития постиндустриальных государств, чем те, что считались определяющими в середине века. Главную роль при этом сыграла глобализация мирового хозяйства, которая внесла существенные изменения в расстановку сил в новой модели развития человечества.
В конце двадцатого столетия на долю государств-лидеров пришлось практически 54% произведенного глобального ВНП и 69% мирового экспорта. Среди них выделяется семерка более развитых (G7), удельный вес которых среди постиндустриальных стран составил 85,8%, а в мировом ВНП - 46,3%. В пределах Европейского союза лидерство четырех крупнейших стран (Франция, Германия, Италия, Великобритания) является бесспорным, ибо на них приходится около 75% создаваемого в ЕС ВНП и 64% его экспорта.
Исходя из рассмотренных выше индикаторов развития экономики государств-лидеров исключительно важным является определение их базовых признаков, позволяющих четко идентифицировать такие страны в рамках глобальной конкурентной среды:
- Высокий уровень развития материального производства, речь идет в основном о промышленности, для которой характерен отход от доминанта добывающих отраслей (исключение – Австралия и Канада) и переход к тем секторам экономики, которые основаны на использовании новых и новейших технологий (ноу -хау). Это способствовало развитию электроники, биотехнологии, информатики, новых отраслей химии.
- Сельское хозяйство, характеризующееся высоким уровнем производительности и интенсивности, а также весомым уровнем механизации компьютеризации и автоматизации аграрных процессов.
- Большой удельный вес в экономической структуре сферы услуг, в которой заняты свыше 50% общей рабочей силы (как правило 60-70%).
- Высочайшая степень конкурентоспособности национальных экономик.
- Ведущие позиции в сфере инноваций.
- Скоротечное увеличение влияния транснациональных корпораций на все области деятельности.
- Переход к обществу информационного типа.
- Социальные стандарты высокого уровня.