Множество конфликтов и конфликтных ситуаций представляют собой реальность современной общественной среды России. Их источники обуславливаются не только учреждением и развитием новых политических и социально-экономических структур, но и недавним прошлым, когда на протяжении длительного периода времени господствующей в российском обществе являлась идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоничное единство образующих его социальных групп и индивидов. Это, естественным образом, поспособствовало формирование отношения к конфликту как явлению, которое не присуще советскому обществу.
Главнейшая причина политических конфликтов в современном российском государстве связана с тактикой и стратегией распределения собственности и власти в государстве, что определяет остроту проблем, и приводит к политической и социально-экономической нестабильности, а также к напряженности во всех областях общественной жизни.
Факторы современных политических конфликтов
Социально-психологический фон, на котором образуются и происходят конфликты, характеризуются следующими факторами:
- изменения радикального характера в социальной структуре общества, которые проявляются в стремительной дифференциации населения по идеологической ориентации и степени доходов;
- деформация – смена ценностной системы, распространение западнических идеалов индивидуализма, культуры, культа силы и т. д.;
- разрастание поля этнически социальной напряженности на основе территориальных, конституционных и межнациональных противоречий;
- отсутствие опыта нахождения в конфликтной ситуации, нетерпимость к инакодействующим и инакомыслящим, радикализм сознания;
- массовые нарушения изложенных в Конституции свобод и прав, прежде всего, экономико-социальных и на получение достоверной информации о деятельности властных структур;
- политизация армии, возможность обращения ее в самостоятельную политическую силу для наведения порядка или производства перемен в политическом режиме.
Особенности современных политических конфликтов
На сегодняшний день политические конфликты в России обладают такими особенностями:
- во-первых, это конфликтные ситуации в среде самой власти из-за владение реальными рычагами власти;
- во-вторых, существенная роль власти в конфликтах, которые возникают в неполитических сферах, но которые каким-либо, косвенно или прямо затрагивают основы существования этой власти;
- в-третьих, государство почти всегда играет роль арбитра, посредника.
Разновидности российских политических конфликтов
Определим главные разновидности политических конфликтов в Российской Федерации:
- между исполнительной и законодательной ветвями власти в ходе учреждения президентского института;
- между элитами промышленно-финансовых группировок;
- внутрипарламентский;
- межпартийный;
- внутри административно-государственного аппарата власти.
В условиях современности конфликты в Российской Федерации являются единственным реальным способом проявления объективных противоречий, которые возникают в процессе реформирования. Сложнейшая социально-психологическая и политическая ситуация в Российской Федерации не только определяет в значимой степени содержание конфликтных ситуаций и формы их проявления, но и воздействует на их восприятие элитами, населением, действенность используемых средств урегулирования.
На сегодня не выработаны конституционные базисы и правовые нормы разрешения конфликтных ситуаций. По этой причине и из-за отсутствия опыта легитимного и цивилизованного управления конфликтными ситуациями довольно часто применяются силовые методики: не компромисс и переговоры, а методы подавления противника. Конфликтные по сущности методики реформирования российского общества продолжают формировать условия для сохранения конфронтационных отношений. Отчуждение населения от политики и власти не только приводит к понижению легитимности господствующих сил политики, но обуславливает нестабильность функционирования системы политики в целом.
Совместно с тем, невзирая на мировоззренческие и идеологические конфликты, существуют основания для того, чтобы полагать, что в российском государстве постепенно формируется процедурный консенсус вокруг избирательного процесса. Это значит, что не только политические общенациональные силы, но и граждане государства признают тот факт, что электоральные процедуры, выборы представляют собой единственный приемлемый инструмент властной легитимации. В первую очередь это коснулось общенациональных выборов, хотя и на местах становится заметной та же тенденция. Возможно ли распространить данное согласие и на идеологические и политические отношения, прежде всего, между оппозицией и властью - вопрос сложный, при учете нынешнего кадрового состава как первой, так и второй. Не исключается, что потребуется изменение поколений и приход в политику России свободных и прагматичных от пут прошлого людей.
Таким образом, мирное разрешение политического конфликта представляет собой процесс, который берет начало с признания частичной справедливости чужих аргументов и согласия на уступки взамен на принятие взаимовыгодных решений. В связи с этим, частично исчерпывается или же “погашается” конфликтный предмет, слабеет враждебность по отношению к политическому оппоненту, рушатся стереотипы его восприятия в образе “врага”. Совместно с этим компромиссы могут являться не только плодотворными, но и составлять питательную почву для новой эскалации конфликта при переменах соответственных условий. Не исключаются и насильственные формы его прохождения.
В связи с этим намного ближе к абсолютному исчерпанию конфликтного предмета консенсусное решение, где фактическим образом не существует проигравших, что уменьшает и конфликтную остроту, и предубеждения его участников по отношению друг к другу.