Политические преобразования в современной России
Политический процесс в России – это динамический процесс в политической жизни страны, который заключается в применении новых технологий в политической системе и ее изменении.
В России политический процесс представляет собой многообразное политическое взаимодействие общества и его субъектов с властью и ее представителями. Действия всех субъектов политики основывается на функциях, которые им задаются самой системой взаимодействия: традициями, культурой, конфессиональной средой, особенностями исторического развития общества, психологическим характером этносов и ментальностью общества и т. д. Подобные социальные переменные определяют политические роли и функции, отличающиеся от многих принятых современных демократий.
В современной России политический процесс включает:
- развитие политической власти для повышения и укрепления ее эффективности;
- преобразование государственного аппарата;
- стабилизацию международных рыночных отношений;
- установление гласности в деятельности государственного аппарата и общественных организаций;
- развитие политического многообразия и реальной оппозиции власти.
Особенности развития политического процесса
В развитии политического процесса в России существуют определенные особенности, отличающие его от других развитых стран:
- Целостность экономики, политики и личных отношений.
- Отсутствие договоренности участников процесса относительно политических целей.
- Отсутствие структуры и высокой степени взаимозаменяемости и совмещения ролей в политике.
- Отсутствие в обществе единой коммуникационной системы.
- Вынужденное объединение интересов различных групп обусловлено политической, этнической и культурно-религиозной неоднородностью общества.
- Концентрация власти и политических ресурсов в руках властных структур заставляет оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.
Сферы российской общественной жизни не разделены с политикой и другими сферами жизни ввиду инфантилизма института гражданского общества. Такая несформированность общества и есть особенность развития России. В подобных условиях ни один вопрос в различных сферах жизнедеятельности не решается без вмешательства властных структур.
Возрастает неравенство в обществе, как социальное, так и экономическое, которое вызвано приватизацией и другими способами распределениями государственной собственности. Институт частной собственности провоцирует формирование разнообразия политических интересов и способов их выражения. Монополии государства на собственность уже не существует, но появилось непреодолимое безудержное желание правящего класса организовать свою партию власти.
В политическом процессе России отсутствуют договоренности его участников относительно политических целей. Также противоречивость политического процесса заключается в неоднозначном понимании ценностей, демократии и свободы вновь образованных политических сил. Мелкие предприниматели и представители работников бюджетных сфер, образующие новые политические силы, имели слабые стартовые позиции при переходе к рыночной экономике по сравнению с представителями работников государственного аппарата. Такое различие в условиях старта формирует прямо противоположные цели данных политических сил.
В России отсутствует структура и высокая степень взаимозаменяемости и совмещения ролей в политике. Создание видимого многообразия участников во внутригосударственной политике России, поскольку в реальности их политические функции очень ограниченны. Весьма условны способности партий представлять интересы гражданского общества, так как партии и различные политические силы мало кого представляют. В основном современные партии похожи скорее на объединения единомышленников вокруг политического лидера (деятеля), а не на форму связи власти с гражданским обществом.
Сложившаяся российская политическая традиция, заключающаяся в централизации власти, обуславливает отсутствие разграничения ролей и их специализации в политике и функции у субъектов и носителей власти. Любое ослабление господствующих позиций властвующего органа приводит к конфликтам. На сегодняшний день ситуация подобной централизации власти в России не преодолена, хотя формально существует юридическая декларация принципа разделения функций власти. В современной России основные политические функции, согласно Конституции, сконцентрированы в руках президента страны. Подобная концентрация власти в структурах президента является результатом отсутствия институтов гражданского общества.
В обществе отсутствует единая коммуникационная система. Вертикальная структура власти функционирует с помощью диалога между властью и обществом, которое доносит свои требования с помощью разветвленной системы представительств власти.
Вынужденное объединении интересов различных групп обусловлено политической, этнической и культурно-религиозной неоднородностью общества. Такую интеграцию абсолютно разных субкультур (участников политического процесса) власть проводит методом навязывания им определенных стандартов политической деятельности, что делает предсказуемым поведение субъектов политики.
Концентрация власти и политических ресурсов в руках властных структур заставляет оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Политическое противоборство власти и оппозиции является следствием политической неоднородности политической элиты, различные подразделения которой ориентируются, как на либеральные, так и на социальные ценности.
Противостояние интересов дополняется процессом детализации интересов, основанных на экономических факторах. Возрастающее имущественное неравенство усиливает конфликтность политических взаимодействий. Но, так как в современной России доминирует культурно-идеологическая мотивация участия в политическом процессе в условиях нестабильного зрелого гражданского общества, то объединение сторонников властных структур и оппозиции происходит не на рациональной, как в других странах, а больше на эмоциональной основе (расположенности к лидерам партий, программе, символике и т.д.).
Правительство стремится не допустить конкуренции в контроле над политическим процессом, что подталкивает оппозицию использовать радикальные способы борьбы, призывая главенствующие органы не только признать оппозицию, но и учитывать ее мнение при выработке политического курса и при принятии политических решений.