Виды политических систем
Множество политических систем, которые уже существуют в современном мировом сообществе, обращает внимание то, что на процессию их создания, функционирования, развитие влияет огромное различных факторов, таких как:
- исторические традиции;
- экономическое развитие;
- культура;
- зрелость гражданского общества;
- условия геополитики и т.п.
Главенство каких-либо факторов объясняет их особенность, уникальность, неповторимость. Но практический и теоретический интерес представляется в их сближении, позволении выявлять роль универсальных механизмов, закономерностей их жизнедеятельности.
Значение практики классификаций систем политики состоит в выяснении достаточности условий, которые позволяют институтам политической сферы в наиболее эффективно мере функционировать, успешным образом выполняя собственные политические роли.
На основании критерия формации при учёте исторической ретроспективы выделяют следующие политические системы:
- рабовладельческие;
- буржуазные;
- феодальные;
- социалистические.
В настоящее время наиболее распространен обзор видов систем политики с социологической стороны, в зависимости от системообразующей среды социума. К примеру, А. Б. Венгеров выделил такие политические системы, как:
- распределительные;
- либерально-демократические;
- конвергенционные.
Распределительная политическая система охарактеризована в сфере экономики торжеством государственной собственности, распределительных товарных и денежных отношений. Социальные отношения обладают уравнительным характером. В области идеологии торжествует всего лишь одна система ценностей. Граждане обладают минимумом политических прав. В основном, роль государства в этих системах является чрезмерной. Государственный аппарат может вмешиваться не только в экономическую, но и в личную жизнь индивидов общества.
Либерально-демократическая политическая система в сфере экономики базирована на множестве и равноправности форм собственности, на рыночных товарных и денежных отношениях. Для социальных отношений характерным является неравенство, которое берет основание на экономическом неравенстве. Идеология этой системы охарактеризовано многообразием. Человек здесь наделен множественными политическими правами.
Конвергенционными политическими системами Венгеров именует системы, которые сочетают в себе черты вышеперечисленных систем, и, к примеру такой системы, приводит политическую систему Российской Федерации. Эти системы - следствие перехода от одной социальной среды к иной. Они не слишком устойчивы. Именно поэтому их выделение наравне с двумя другими видами систем не является верным, так как они ещё не смогли проявить собственные существенные и устойчивые признаки, которые бы отразили их суть.
По распределению политической власти в процессе управления: рассредоточивается ли она меж нескольких самостоятельных субъектов власти или же сконцентрирована в руках единоличного субъекта, будь то конкретный индивид, законодательное собрание, хунта, комитет или партия. Если политическая власть разделяется, является рассредоточенной, то политическая система классифицируется в образе демократической. Если же власть сосредотачивается в руках единоличного субъекта, система будет классифицироваться как автократическая. Также выделены тоталитарные политические системы и авторитарные.
Принципы политической системы
Политическая система занимается урегулированием производства, интенсивным распределением социальных благ меж разнообразными общностями, конкретными личностями на основании использования силы и мощи государственной власти, принятия участия в ней, осуществления борьбы за овладение ей. Самым распространенным является подразделение политических систем на следующие виды:
- демократические политические системы;
- авторитарные политические системы;
- тоталитарные политические системы.
В демократических политических системах наиболее основным принципом структурного типа представляется плюрализм, а функциональным является ролевая автономия. Здесь в обязательном порядке:
- существует многопартийность;
- признано разделение властей;
- осуществляются, охраняются основные права и свободы человека и гражданина;
- провозглашается, реализуется принцип юридического равенства и т. п.
В демократической системе в обязательном порядке присутствуют все базисные элементы политической демократии.
В условиях авторитарной системы имеют место быть только совершенно незначительные элементы демократизма, и то всего лишь в тексте конституций. Допускается деятельность только некоторых конкретных политических организаций и партий, присутствует парламент, система государственных судебных органов, полностью отрицается, не применяется разделение властей; в конституциях задекларированы основополагающие права человека и гражданина, которые являются фактически ограниченными, либо совершенно не соблюдаются.
В условиях системы тоталитаризма ликвидации подлежит даже ограниченный плюрализм, не существует ролевой автономии элементов политической системы. Создается единая, слитная организация тоталитарного характера, которая связывает во всецело государство, управляющую партию. Центральной точной принятия любых общественных значимых решений представляется верховный уровень управляющей партии (Корея, Китай, ранее ЮАР). Фактическое господство получает принцип назначаемости, только внешне прикрываемый выборами, потому как для избрания предложены лишь кандидатуры от уже правящей партии, обладающей всей полнотой власти.
В некоторых государствах существуют системы полудемократического типа (Филиппины, Египет), в иных системы тоталитарного типа существуют в условиях режимов военного характера. Иногда военные перевороты могут быть признаны судебными органами законными. В 2000 году Верховный суд Пакистана принял подобное решение, сославшись на то, что подвергнутый свержению гражданский премьер-министр злостно нарушал законодательство.