Понятие «Средства массовой информации»
Средства массовой информации в 21 веке играют особую роль. Благодаря им человек получает наиболее важную и актуальную информацию, которая интересует их. Также СМИ влияют на мировоззрение человека, восприятие им той или иной ситуации или явления. По сути, сегодня средства массовой информации – это вторая власть, которая может как возвысить человека или отдельную группу, так и уничтожить его карьеру всего лишь одной новостью.
С точки зрения социологической науки, средства массовой информации – это отдельный социальный институт, который направлен на сбор, обработку и представление информации в разных масштабах: начиная локальным и заканчивая международным. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это не только социальный институт, но еще и один из наиболее действенных способов для проведения политической пропаганды, а также для агитации и политической манипуляции с сознанием населения.
К основным видам средств массовой информации стоит отнести прессу (печатные издания, журналы, газетные издания), книжные издательства, агентства печати, радиовещание. С развитием технологий в качестве наиболее популярных средств мы выделим телевидение, кинозапись, видеозапись и аудиозапись, а также глобальную сеть Интернет (в особенности многочисленные социальные сети).
Социальные сети являются особым видом средств массовой информации. Сегодня наиболее популярными являются Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм, Твиттер и Фэйсбук. Поскольку они активно развиваются, и люди проводят в них большую часть своего времени, обмениваясь информацией, знакомясь с новостями, но, с точки зрения исследователей, они выступают в качестве отдельного вида средств массовой информации.
СМИ и политическая жизнь общества
Еще в 19 веке Оноре де Бальзак выступил с предположением о том, что пресса может стать не просто источником информации, но и особой «четвертой властью», которая имеет такую же роль и влияние, как и законодательная, исполнительная и судебная власти.
Особую роль средства массовой информации играют в политической жизни, когда обращают внимание на свой пропагандистский уклон. Такой тенденции подвержены как отечественные СМИ, так и Западные. Но они по-разному используют свои возможности: некоторые средства массовой информации лишь не договаривают значимую информацию, а некоторые преднамеренно искажают ее в пользу политической системы. Каждый деятель стремится создать благоприятный образ себя и своей деятельности, и СМИ могут способствовать этому.
Особое место средства массовой информации занимают во время предвыборной гонки. Тогда мы можем наблюдать телевизионные дебаты, агитации. Телевидение демонстрирует нам трансляции с громких политических событий, где звучат лозунги и представляется предвыборная кампания каждого кандидата. Но СМИ могут также и утаивать информацию: например, о каком-то кандидате предоставлять больше информации, а о каком-то меньше. К тому же, образ кандидата также зависит от того, в каком свете его выставят средства массовой информации.
Политические функции средств массовой информации не ограничены лишь освещением наиболее актуальных событий, которые происходят внутри политики: они также контролируют, комментируют события и побуждают пользователей и зрителей к определенной политической активности. Таким образом, роль средств массовой информации в политической системе заключается в формировании у человека мировоззрения, норм и идеалов.
Приемы средств массовой информации
Как и политика, так и средства массовой информации, несмотря на свою разную полярность, имеют одну единую цель: привлечь к себе внимание как можно большего числа зрителей. Для этого используются некоторые приемы, которые приемлемы и в политической системе, и в социальном институте СМИ:
- Во-первых, это выявление приоритетности направления, его привлекательности в глазах зрителя. Если политик желает быть услышанным, то ему важно затрагивать не свои интересы, а интересы избирателя. Именно поэтому на первый план всегда выходит информация о более неблагоприятных явлениях, которые обязательно можно разрешить, если выбрать именно конкретного кандидата.
- Во-вторых, необычность фактов, эксклюзивная информация из личной жизни. Любого гражданина волнуют не повседневные проблемы, а те, которые не касаются его, выходят за рамки понимание. По этой причине новости о катастрофах, экологических явлениях всегда выходят на первых полосах. Криминальная хроника также принимается с большим интересом.
- В-третьих, новизна информации. Каждый человек любит получать эксклюзивную информацию, сенсационные и шокирующие факты. Все это привлекает внимание своей необычностью, но очень важно помнить, что данные факты должны иметь общественное значение. Некоторые политики используют такой прием не совсем честно, поскольку стараются при помощи таких фактов выявить не свои положительные стороны, а наоборот отрицательные черты своих соперников (факты из жизни).
- В-четвертых, политический успех. Любые успехи политических деятелей необходимо освещать, акцентируя внимание на преимущества личности, его победах в выборах или опросах среди населения. Эта информация позволит создать более благоприятный образ политика, а информация о его семье сделает кандидата «ближе к народу» (образ отца, семьянина, заботливого сына или дочери).
- В-пятых, высокий статус. Чем авторитетнее издание или источник информации – тем больше она ценится. Отсюда и вывод о том, что чем выше статус лица, тем чаще он будет появляться в рейтинговых телепрограммах на главных федеральных каналах. Благодаря этому приему человек сможет получить информацию о кандидате как о живом человеке, который путешествует, общается с избирателем. Также благодаря телевидению легче донести смысл своей кампании, а выступление перед большим скоплением людей позволит почувствовать человека как «одного из нас», как «такого же гражданина, как и все мы».