Понятие политического института
Политический институт представляется устойчивым видом социального взаимного действия, который регулирует конкретный сегмент отношений политической власти в общественной сфере.
Чтобы отношения в сфере политики обладали устойчивым характером необходимо:
-
определение четких нормативов, предписаний, регулирующих поведенческий аспект людей, которые вступают во взаимодействие. К примеру, если речь пойдет об институте парламентаризма, то это будет общность норм, которые предписывают конкретные модели поведения депутатам парламента, накладывающие обязательства на последних участвовать в деятельности законотворческого типа, вести общение с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и т.д. Перемены в персональном составе парламента в процессе очередных выборов не ведут к внесению изменений в эти нормы, кем бы ни был депутат, какие бы взгляды ни считал верными, он должен следовать базовым нормам, подтверждая собственный статус. При существовании института парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, которые выполняют функции депутатов-законодателей;
-
устойчивость институционального взаимного действия необходимо постоянно поддерживать санкциями, применяемыми в отношении тех, кто совершал попытки нарушения принятых норм и правил. Данные санкции могут являться "мягкими", то есть существовать в образе общественного замечания, порицания, а могут стать и "жесткими", в тот момент, когда по отношению нарушителю будет применено принуждение;
- чтобы люди, которые вступают во взаимное действие, рассматривали институциональные нормы в форме необходимых, значимых, естественных. В данном случае преследование институциональным нормам является для них обычным делом. Люди имеют способность усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы властного политического взаимного действия. Им становится известно о возможных санкциях случае несоблюдения правил, они начинают стремиться формировать собственное поведение таким образом, чтобы удалось избежать столкновения с силовым воздействием. Воспроизводимые регулярно нормы становятся слишком обычными, что индивиды даже не задумываются об их альтернативных вариантах, то есть нормы принимают привычный характер, становятся признаком нормальной жизни.
Итак, политические институты представлены устойчивыми видами политических отношений, воспроизводство которых обеспечено при помощи:
- норм, которые регламентируют характер взаимного действия;
- санкций, препятствующих отклонению от нормальных моделей поведения;
- сложившегося институционального порядка, который становится привычным.
Перечисленные свойства традиционно называют атрибутами института. Именно с их помощью политические институты становятся объективными, самовоспроизводящимися образованиями социума, не находящимися в зависимости от желания и воли конкретных индивидов, пробуждающими индивидов брать ориентир в собственном поведении на предписанные поведенческие модели, на определенные правила и нормы.
Виды политических институтов
Рассмотрим современные политические институты и их особенности.
Институт парламентаризма занимается урегулированием в современном обществе отношений по поводу формирования представительного органа власти государства, исполнения им функции законотворчества. Институт парламентаризма представлен устойчивыми отношениями, в которые обязательно вступают люди, которые обретают соответствующий статус.
Институт парламентаризма имеет нацеленность на:
- формирование базисных правовых норм - законов, которые имеют обязательную силу для всех граждан конкретного государства;
- представительство интересов разнообразных групп социума в стране.
Нормативное урегулирование института парламентаризма коснулось, в основном, вопросов компетенции парламента, порядка его образования, депутатских полномочий, характера их взаимного действия с избирателями и населением в целом. Институт парламентаризма представляется в Российской Федерации - Федеральным Собранием, которое представляется представительным и законодательным властным органом.
Институты исполнительной власти представлены сложной системой взаимного действия, которая складывается меж органов, должностных лиц, которые осуществляют текущее управление делами общества и населения государства. Основным субъектом, который принимает более ответственные решения в границах данного вида политических властных отношений, являются:
- глава государства и правительство в Египте,
- только глава государства, президент в США;
- только правительство в Италии.
Институт главы государства (президентства) обеспечивает устойчивость воспроизводства в обществе отношений, которые позволяют лидеру страны выступать от имени народа, быть верховным арбитром в спорах, давать гарантии целостности страны, незыблемости конституционных прав людей.
Институт государственной службы занимается регулированием профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особенной статусной группе. В РФ эта регулировка осуществима на базе закона "Об основах государственной службы РФ", определяющий правовой статус государственных служащих, порядок прохождения госслужбы, виды ответственности и поощрений служащих, основания прекращения службы и пр.
Институты судопроизводства заняты регламентацией отношений, складывающихся по поводу необходимости регулирования разнообразных конфликтов в общественной сфере. В отличие от законодательной, исполнительной власти суд, за исключением судебного прецедента, не создает нормативных актов, не занимается управленческой, распорядительной деятельностью. Но принятие решения судебного типа становится возможным лишь в сфере политической власти, которая обеспечивает неукоснительное подчинение определенных людей данному решению.
Институты судебной власти в РФ представлены системой конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции занимаются рассмотрением дел, связанных с нарушением гражданами законодательства, арбитражные суды занимаются рассмотрением экономических споров.
Институт гражданства определяет обязательства взаимного характера государства и гражданина по отношению друг к другу.
Институт избирательного права регламентирует порядок выборов в органы власти разнообразных уровней, а также выборов президентского места в государстве.