Основы политической истории
История рассматривается в качестве одной из самых древних наук. Она появилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Одним из основателей признается Геродот, который жил в Древней Греции в V веке до н.э. Он стал известен как автор первого произведения, посвященного истории, дошедшего до наших дней. Ближайшие потомки и современники говорили о нем, как об «отце истории».
За то время, которое прошло с тех пор, история, как наука, безустанно подвергалась процессу совершенствования. Становилось все больше источников, разрабатывались собственные методологические средства. Сегодня такая наука, как история, является комплексной научной дисциплиной, которая включает в себя различные направления науки, отрасли и вспомогательные науки. Один из важных и содержательных разделов истории – это политическая история.
Политическая история является самостоятельной отраслью, которая формируется на стыке таких наук, как история и политология.
Сама по себе история является не только памятью всего человечества, но и действенным инструментом, способствующим пониманию настоящего и предвидению будущего. Осмысляя и анализируя исторические факты и закономерности, можно вести речь о политических обобщениях, о выработке научно обоснованного политического курса, а также об избегании субъективных решений и оценок.
Политическая история как учебная дисциплина
Стоит отметить, что политическая история входит в обязательную для изучения программу основных дисциплин при обучении на факультетах политологии.
Изучая актуальные вопросы современной политики, необходимо опираться на их историческое развитие, так как истоки существующих на данный момент явлений политики кроются именно в прошлом.
Те знания, которые даются студентам-политологам, позволяют им более глубоко вникнуть в социальные пороки, роль индивида и определить, какое место он занимает прогрессе всего общества.
Принципы политической истории
История, прежде всего, - общественная наука, а это значит, что она обладает определенными качествами: оценочностью, необходимостью в даче характеристик определенным социальным явлениям и процессам, сопровождаемых пристрастностью и эмоциональностью при оценке прошлого. Именно поэтому необходимо в ходе изучения истории ставить в приоритет достижение истинности, с помощью основных принципов научного знания:
- историзма;
- стремления к объективности;
- социального подхода;
- альтернативности при изучении проблемы.
Принцип историзма – это один из самых важных принципов для каждой дисциплины, связанной с историей. Это не является исключением и для политической истории.
Принцип историзма означает, что все явления истории необходимо изучать с позиции того, когда, где, по какой причине (идеологической, политической) возникло данное явление. Важно учитывать начальное состояние данного явления, каким образом оно подлежало оценке, процесс его развития, изменения его роли, какой оно прошло путь до настоящего момента. Важно видеть истоки определенных событий, вызвавшие их причины, которые предопределили характер и содержание изучаемых явлений.
Принцип историзма завязан на требовании отрицания роли судьи, примеряемой историком для оценки исторических фактов. На современном этапе развития общества политики зачастую выступают на стороне предвзятых сторон защиты и обвинения определенных явлений, касающихся исторического прошлого. Такое положение дел зачастую влечет за собой искажение фактов и рождение произвольных, осовремененных толкований тех событий, которые уже давно свершились.
Необходимость достижения объективности – это основополагающий исследовательский принцип, обязывающий изучать историю в целом, обращаясь при этом к уже известным фактам и явлениям, несмотря на стремления, желания, пристрастия и установки того субъекта, который занимается исследованием. Если не соблюдать указанные критерии, есть огромная вероятность искажения правды и ложных выводов.
Принцип социального подхода напрямую связан с методологическим принципом стремления к объективности. Данный принцип кроется в проявлении классовых и социальных интересов субъекта исследования, а также в его представлениях о том объекте, который он исследует. В этой ситуации стоит заметить, что каждый из ученых является личностью, которая рождена и воспитана в разных условиях, следует различным традициям и устоям, имеет свою собственную ценностную систему, систему социальных ориентиров, к которой он обращается при проведении своего исследования. Помимо этого, эти же представления он ставит в приоритет при формулировке научной гипотезы к своему исследованию. Существование гипотезы является обязательным условием, ведь без нее самого исследования не может быть. Это говорит о том, что субъективная сторона познания общества является неустранимой. Несмотря на это, рассматриваемый принцип напрямую связан с профессиональной честностью, беспристрастностью исследователя, одновременно преклонным соблюдением принципа историзма и стремлением к объективному, истинному знанию.
Принцип альтернативности при изучении проблемы связан с необходимостью владеть достоверной и полной информацией, касающейся изучаемых явлений. Помимо этого важен учет условий и взаимосвязей, оказывающих влияние на политическую обстановку общественной жизни. Являющаяся весьма многообразной человеческая жизнь непосредственно связана с многоканальностью процесса истории и факторами случайности. История не является фатальной, так как любая ситуация в истории предполагает несколько вариантов решения той или иной проблемы. Выбор между ними всегда сопровождается посторонним давлением субъективных и объективных общеисторических обстоятельств. Сочетание таких обстоятельств делает каждый социум, народ своеобразным, при этом все-таки позволяя руководствоваться незыблемыми законами общества.