Сущность цивилизационного развития Российской Федерации заключается в том, что доминирующей формой социальной интеграции в ней является государственность, которая задает единый нормативный и ценностный порядок для российского общества.
Этот порядок представлен в форме духовных основ национального единства, которые генерирует государственная власть.
Политическая государственная власть в России все время стремилась к перерождению исторического менталитета и сознания, пытаясь при этом создать соответствующие структуры, которые бы оправдывали ее деятельность.
Этатизм – это термин, который характеризует государство как высший результат, а также цели общественного развития. С другой стороны, этатизм – это процесс, который усиливает роль и значимость государства в политической и экономической жизни общества.
Патернализм – это забота к гражданам со стороны государства.
В России отношение к государственной власти обуславливалось этатистским представлением о необходимости сохранения социального порядка и политического единства. Такой порядок является реальным основанием для соединения разнородных культур и национальных традиций.
Особенности политической власти в Древней Руси
На протяжении всей истории власть в Руси всегда отличалась системной спецификой, которая обусловлена глубокими системными причинами хозяйственного природного, исторического порядка.
Особенности древнерусской власти были обусловлены следующими факторами:
- Во-первых, Рюриковичи правили Русью, как единое целое, а не иерархия организованных индивидов. Исходя из этого, было определено два следствия: постоянный конфликт между вертикальным (от отца к сыну) и горизонтальным (удельно-лествичной) наследованием власти, а также господство генеалогического вассалитета над «политическим».
- Во-вторых, наличие кочевого степного фронтира и соседство организованных кочевых союзов сильно тормозили формирование власти и развитие эксплуататорских отношений. Княжеской дружины было недостаточно для противостояния степнякам, поэтому нужна была поддержка вооруженной основной массы населения. Однако вооруженный народ не является лучшим объектом эксплуатации. Показательно, что когда у князей появляется достаточная масса насилия по отношению к населению благодаря Орде, вече исчезает, а слово «вечник» становится синонимом слова «бунтовщик».
- В-третьих, помимо развития феодальных форм и эксплуатации вооруженного народа, было еще два фактора – торгово-макрорегиональный и природно-пространственный. На Руси, в отличие от Европы, имеется огромный запас свободных земель. Поэтому складывание крупного землевладения шел путем освоения свободных земель и заселения их населением. До середины XI столетия Русь находилась на пути из варяг в греки, и основой верхушки была торговля товарами, которые князья получали в форме дани (межплеменной формы эксплуатации). Несмотря на то, что со второй половины XI столетия ситуация стала меняться, вышеперечисленные факторы значительно тормозили процесс изменений, порождая тем самым иную систему власти, нежели на Западе. Такая власть была более демократичной, свободной и пластичной, что было обусловлено православием и влиянием ведической энергии.
Ордынский период внес свой вклад в развитие власти на Руси. Князья получили массу насилия, которой не владели в домонгольскую эпоху. Помимо этого существенно изменились взаимоотношения между боярством и князем.
Формирование феномена русской политической власти
После ухода Орды в течение столетия произошли решающие изменения в истории политической власти России. Ушло внешнее давление, которое делало «княже-боярский комбайн» исторической необходимостью. В процессе стремления к преодолению квази олигархической княже-боярской системы централизации власти князь мог опереться на боярских детей.
Однако боярство не было противником централизации, это было обусловлено отсутствием примогенитуры. Если на Западе недвижимость доставалась только одному сыну, то на Руси – делилась между всеми наследниками.
В середине XVI столетия стоял вопрос о централизации при сохранении княже-боярской системы во главе с царем, иными словами, единодержавная централизация, в которой князь избавлялся от боярской части и становится царем.
Результат борьбы за централизацию зависит от нескольких факторов:
- практически все институты и церковь работали на сохранение княже-боярской схемы правления;
- формирование централизации вступило в противоречие с природной и хозяйственной спецификой формирования Руси.
Олигархическая централизация, при которой верхушка эксплуатирует население практически бесконтрольно, бьет по интересам населения, а также нижней и средней части властвующего слоя. Все эти группы были заинтересованы в контроле верхней части господствующего слоя.
С момента возникновения России на европейской арене, главной задачей Запада становится уничтожение этой силы и присвоении себе ее ресурсов. Вследствие этого в конце XVI столетия на Западе появляется две формы контроля:
- английско-протестантский;
- габсбургско-католический.
Вследствие этого в 1560 годах зарождается властно-патовая ситуация – острая необходимость централизации при институциональной защите ее олигархического варианта.
Рисунок 1. Формирование феномена русской политической власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Советская система политической власти
Советский коммунизм, как система политической власти, воспроизвел в новых условиях и на новой основе родовые черты российской власти в том виде, в котором она развивалась в форме самодержавия. Она носила сверх законный и авто субъектный характер.
Тем временем в СССР, который считался парламентской республикой, существовала разделение ветвей власти, над которыми возвышалась неполитическая гомогенная власть в облике КПСС. Советская система власти была значительно демократичнее самодержавия, поскольку она включала в себя огромные пласты населения.
В то же время у данной системы было несколько уязвимых мест, взаимосвязь которых и погубила эту систему, несмотря на все ее материальные, социальные и технические достижения. Во-первых, причиной послужило то, что советская власть имела ту же производительную базу, что и капитализм. Для того чтобы трансформироваться из отрицания капитализма в посткапитализм на основе власти необходим технико-экономический прорыв.
Однако реализация новой системы производства, которая перевела СССР в резкий военный и производственный отрыв от Запада, противоречила номенклатурным интересам.
Основной проблемой номенклатуры было то, что в рамках советской системы власти она не могла пропагандировать свои принципы детям, поскольку была распорядителем, иными словами, стояла между собственностью и народом. Постсоветская политическая власть, которая возникла как отрицание советской власти, произвела множество принципов, что характерны для коммунизма и самодержавия, пытаясь придать им облик запада подобных форм. Поскольку «эволюция сложных систем необратима», историческая традиция и содержание все больше вступают в противостояние с формой и ее интересами. Данный процесс обостряется нарастающим противостоянием Запада и России, которые пытаются выйти из кризиса мировой капиталистической системы. Будущее развитие и становление политической власти в России будет определяться ходом борьбы внутри государства и на мировой арене.
Рисунок 2. Советская система политической власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ