Общая характеристика легитимности политической власти
В политической науке огромное внимание на всех исторических этапах ее становления и развития уделялось изучению вопросов, связанных с осуществлением политической власти в государстве, а также поиском наиболее оптимальных путей ее формирования и реализации. В результате, одним из наиболее общих, но в то же время – общепризнанным является вывод о том, что власть в государстве не может быть основана исключительно на принуждении, независимо от его содержания – физическом, материальном, психическом, и т.д.
Иными словами, необходимо сделать вывод о том, что государственная власть – это всегда отношения, основанные на взаимосвязи принуждения и согласия. Несмотря на всю противоречивость такой конструкции, именно она выступает единственно возможной моделью осуществления эффективной государственной власти.
При этом обеспечивается соответствующее единство (принуждения в согласии и согласия в принуждении) именно легитимностью государственной власти. Однако следует обратить внимание на то, что легитимность власти – крайне сложная категория, в связи с чем в политической науке встречаются различные трактовки определения и содержания соответствующей категории. Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Исторически, возникнув в начале XIX в. во Франции легитимность власти фактически отождествлялась с ее законностью, в этой связи, на первоначальном этапе развития учения о легитимности, легитимной признавалась власть, установленная в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством. В этой связи, легитимная власть фактически противопоставлялась власти насильственно узурпированной.
Большое значение для политической науки в целом, и развития вопросов легитимности власти оказало учение М. Вебера, который проводя характеристику легитимности власти, указывал, что ее содержание составляют два положения:
- Признание народом власти правителя;
- Обязанность управляемых подчиняться признаваемой государственной власти.
Иными словами, исходя из положений теории М. Вебера, можно сформулировать следующее определение легитимности политической власти:
Легитимность государственной власти – это добровольное согласие граждан подчиняться актам и решениям государственной власти с одной стороны, и правомочность применения принуждения со стороны государства.
При этом в науке, как правило, проводится характеристика политической легитимности, исходя из ее конкретных типов и форм. Однако в связи с тем, что в науке вопрос о соотношении типов и форм легитимности является дискуссионным, в рамках данной статьи соответствующие категории признаются равнозначными.
Традиционный и харизматический типы (формы) легитимности
Традиционный тип политической легитимности выступает исторически первой формой признания власти в государствах и догосударственных образованиях. На нем была основана власть вождей, королей, и т.д., а в основе признания власти находилась идея о ее божественном происхождении.
Так, например, в средневековье «Божественное право» гласило, что власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого.
Именно с опорой на подобные тезисы формировалось убеждение людей в правомерности и величии власти традиционного лидера.
Несмотря на определенную архаичность модели традиционного лидерства, в отдельных государствах оно сохраняет свое значение. Например – Оман, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, то есть в странах, где сохраняется монархическая форма правления.
Второй тип легитимности по М. Веберу – это харизматический тип, которые характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице всенародного лидера, наделяется выдающимися, а нередко и сверхъестественными качествами. В результате веления и решения такого лидера становятся для народа единственно верными и подлежат беспрекословному выполнению.
Однако необходимо отметить, что подобно традиционному типу легитимности, харизматическая легитимность также утрачивает былое значение в результате освобождения общественного сознания от влияния религии. В этой связи, в настоящее время можно говорить о сохранении подлинно харизматической легитимности только в традиционных обществах Африки, где харизма политического лидера, в лице вождя, становится формой организованного, массового политического поклонения.
Легально-рациональный тип легитимности власти
В условиях современного мира наиболее приемлемой, а в этой связи – и наиболее распространенной формой легитимности политической власти выступает легально-рациональный тип.
В основе формирования рассматриваемой формы легитимности, лежит убежденность широких слоев населения в правильности тех формальных правил, которые принимаются действующей властью и понимании необходимости их осуществления, для целей общественного развития, установления законности и правопорядка, и т.д.
Такой тип рациональной легитимности, в наибольшей степени приемлем для развитых плюралистических демократий, легитимность власти в которых обеспечивается, в том числе, функционированием свободных выборных механизмов формирования органов государственной власти.
Необходимо также обратить внимание на то, что М. Вебер не идеализировал политическую власть в государстве, в связи с чем осознавал возможность существования режимов, находящихся за пределами соответствующих форм легитимности. К таковым он относил тоталитарные режимы, государственная власть в рамках которых не отвечала требованиям легитимности, поскольку не получала подлинной народной поддержки, а соответствующие властные веления реализовывались исключительно в связи с угрозой применения репрессивных мер принуждения.